Кредиты ТехПромФинПлана


Государственный контроль

Государственный контроль и регулирование выполнения планов денежного обращения состоят в том, что исполнительные комитеты местных Советов и учреждения Госбанка проверяют ход выполнения планов денежного обращения. При этом принимаются меры к перевыполнению планов поступлений наличных денег в кассы банка и соблюдению с наибольшей полнотой режима экономии при их выдаче, безусловно удовлетворяя нормальные плановые потребности хозяйства в наличных деньгах.

Методы планирования денежного обращения. Указанные выше принципы организации денежного обращения в совокупности реализуются с помощью системы специфических методов планирования. Они основываются на специальных планах, имеющих характер балансов, которыми предусматривается необходимое соответствие между денежными доходами и расходами населения, а также между поступлениями наличных денег в банк и выдач их из банка и изменения денежной массы. Использование таких планов в комплексе позволяет планомерно реализовать важнейший принцип балансирования для обеспечения устойчивости денежного обращения по стране в целом и по республикам.

В систему планов в области денежного обращения входят: а) баланс денежных доходов и расходов населения, б) кассовый, в) кредитный планы Госбанка СССР. Эти планы независимо от специфических задач каждого из них используются в процессе составления государственного плана, в том числе сводного финансового плана, и их выполнения с целью решения общих задач по всемерному укреплению денежного обращения: обеспечению его сбалансированности, постоянного кругооборота наличных денег, бесперебойного удовлетворения ими плановых потребностей денежного оборота и выполнения государственной директивы по денежному обращению.

 
Годовые балансы по республикам

Годовые балансы по республикам, краям и областям составляются плановыми органами совместно с Советами Министров автономных республик, областными (краевыми) исполкомами Советов народных депутатов», финансовыми органами, учреждениями Государственного банка СССР и представляются на рассмотрение соответственно исполнительным комитетом областных (краевых) Советов и Советам Министров республик.

Одновременно с планом экономического и социального развития Совет Министров СССР одобряет расчеты представленного Госпланом СССР баланса доходов и расходов по Союзу в целом и в разрезе союзных республик (только по разделу А и всему населению). Советы Министров республик в таком же порядке одобряют и сообщают аналогичные расчеты балансов областям (краям) и автономным республикам. Такие же балансы составляются районными и городскими Советами народных депутатов.

 
Документы, не могущие быть оплаченными с расчетных счетов

К оплате с отдельных ссудных счетов в течение операционного дня банка принимаются документы, не могущие быть оплаченными с расчетных счетов, счетов по финансированию капитальных вложений и капитального ремонта, счетов фонда развития производства и других при временном отсутствии средств на них, с разрешительной надписью кредитного работника на каждом из таких документов. Указанные в них номера счетов плательщиков исправляются на номер ссудного счета по платежному кредиту. Кредит на сумму оплаченных за день со" ссудного счета документов оформляется распоряжением операционному отделу с указанием срока погашения ссуды, устанавливаемого по согласованию с плательщиком в зависимости от сроков поступления средств на его счет, но не более чем на 60 дней после оплаты документов.

Погашение производится в обусловленные сроки раз в 3 — 5 дней за счет появляющихся свободных средств на том счете хозоргана, к которому были предъявлены оплаченные за счет кредита документы. В день наступления указанного в распоряжении предельного срока погашения кредита оставшаяся часть задолженности взыскивается с соответствующего счета в очередности платежей за товары и услуги, а при недостаточности средств на нем переносится на счет просроченных ссуд. Если хозорган непрерывно пользовался платежным кредитом в течение 60 дней, то в последующий период платежный кредит будет ему предоставлен с отдельного ссудного счета под повышенный процент (10 % вместо 5 %) впредь до погашения всей задолженности по платежному кредиту (срочной и просроченной).

 
Денежные доходы и расходы населения

Денежные доходы и расходы населения отражают важнейшие экономические пропорции, от которых зависит состояние денежного обращения, количество денег и их устойчивость. Это придает балансу характер синтетического плана, обобщающего показатели производственных и финансовых планов хозяйства. Такой характер баланса позволяет использовать его для проверки и согласования важнейших проектируемых народнохозяйственных пропорций, т. е. определенных соотношений между распределенным по отраслям, предприятиям совокупным общественным трудом и общественными потребностями. В процессе составления планового баланса денежных доходов и расходов населения по стране в целом должно быть обеспечено равенство денежных доходов и расходов населения, т. е. их сбалансированность.

В случаях когда такая сбалансированность не достигнута, в проекты государственного плана вносятся соответствующие коррективы.

Главным условием сбалансирования постоянно растущих денежных доходов и расходов населения служит осуществление мер по повышению эффективности общественного производства путем наиболее полного использования интенсивных факторов экономического роста. К ним относятся: ускорение научно-технического прогресса, повышение качества продукции, ее надежности и долговечности; экономия всех видов ресурсов; ускорение работы по совершенствованию системы управления как условия согласованной, целенаправленной деятельности всех трудовых коллективов и соблюдения строгой государственной плановой, трудовой и исполнительской дисциплины.

 
Банковский контроль за кассовой дисциплиной

Банковский контроль за кассовой дисциплиной осуществляется экономистами банка на основе заранее составленного плана, периодически по данным за каждый месяц (т. е. без суммирования оборотов). - До проведения проверки работники банка подготавливают на основе записей банка данные о суммах и целях расходования полученных предприятиями и организациями в банке наличных денег, с тем чтобы проверить правильность учета и расходования на месте. Контроль охватывает как предприятия и организации, к которым поступает денежная выручка, так и те, которые не имеют таких поступлений, а получают наличные деньги из банка и их расходуют.

Результаты проверки фиксируются в акте (а при отсутствии нарушений—в справке), который должен быть рассмотрен управляющим учреждением Госбанка в трехдневный срок. При обнаружении в процессе проверки злоупотреблений при расходовании наличных денег банк передает материалы следственным органам. При выявлении нарушений кассовой дисциплины учреждения Госбанка могут запретить расходование денег из выручки на срок до 3 месяцев, учитывать при выдаче средств на выплату заработной платы и на командировки установленные при контроле незаконно израсходованные из выручки наличные деньги на эти цели, ставить вопрос перед вышестоящими и местными организациями, органами народного контроля о привлечении нарушителей к ответственности и др. На основе материалов проверки учреждения банка могут пересмотреть установленные лимиты кассовых остатков, установить новые сроки и способы сдачи выручки, обеспечивающие наиболее полную и быструю ее инкассацию.

 
Данные о планах розничного товарооборота

Указанные в расчетах торговых организаций данные о планах розничного товарооборота сопоставляются с планами, утвержденными этим организациям. Фонды заработной платы, сообщенные в кассовых планах предприятий, объединений, организаций, учреждений, сверяются с утвержденными фондами и лимитными извещениями Правления, контор и головных отделений Госбанка о фондах заработной платы (нормативах заработной платы на рубль продукции), а также с другими данными, полученными для контроля за расходованием фондов заработной платы. При этом проверяется полнота учета денежных поступлений в кассы предприятий, объединений, организаций и учреждений исходя из планов их деятельности; обоснованность планируемого расхода денег, их выручки по нормам и правилам ее расходования; правильность распределения выручки, сдаваемой в кассы Госбанка, сберегательные кассы, на почту. Кроме того, выявляются возможности дополнительного увеличения денежных поступлений и экономии в расходовании денежных средств.

В необходимых случаях вносятся изменения в кассовые планы или ставятся вопросы об изменении плановых показателей перед органами, утвердившими их, — увеличении рыночных товарных фондов, установлении дополнительных заданий по товарообороту, расширении платных услуг населению и т. д.

Данные полученных кассовых планов и расчетов предприятий, объединений, организаций и учреждений после их проверки и уточнения сводятся в специальной таблице по символам кассового плана; по итогам таблицы составляются расчеты кассового плана учреждения Госбанка в соответствии с установленными формами по отдельным символам прихода и расхода.

 
Денежная масса прямо пропорциональна сумме цен

Таким образом, денежная масса прямо пропорциональна сумме цен реализованных товаров, осуществленных платежей, сбережений на руках у населения, остатков денег в кассах предприятий, организаций и учреждений и обратно пропорциональна скорости оборота денег (в функциях средств обращения и платежа).

Непосредственное управление денежным обращением осуществляет Совет Министров СССР через Государственный банк СССР, выпускающий (эмитирующий) наличные деньги и выполняющий функции организации, планирования и регулирования движения денег.

Под организацией денежного обращения понимается установленный порядок обеспечения бесперебойного планомерного денежного обращения при наименьших затратах общественного труда, связанных с обслуживанием налично-денежного оборота.

В основу организации и планомерного регулирования (направления) государством денежного обращения положены определенные принципы. Они представляют собой применяемые Госбанком на практике правила, обусловленные действиями объективных законов денежного обращения и кругооборота денежных средств.

К основным принципам относятся, во-первых, экономичность денежного обращения и, во-вторых, сочетание централизации эмиссионного права в Правлении Госбанка СССР и децентрализации эмиссионных операций в низовых учреждениях банка.

 
Демократический централизм

Централизованное планирование денежного обращения является необходимостью. Данная необходимость вытекает из действий основного экономического закона социализма, закона планомерного развития народного хозяйства и закона стоимости. Действия этих законов требуют централизованного руководства экономикой в интересах общества и пропорционального распределения общественного труда, выраженного в стоимостной и натурально-вещественной формах по отраслям, а внутри них — по предприятиям в соответствии с общественными потребностями и их структурой. Централизованное планирование денежного обращения позволяет обеспечить связь денежных доходов и расходов населения по стране в целом с показателями плана экономического и социального развития страны и государственного бюджета. К основным показателям относятся: фонды заработной платы, пенсии, стипендии, объем государственных закупок сельскохозяйственных продуктов, розничный товарооборот и платные услуги, обязательные и добровольные платежи, показатели эффективности общественного производства (производительность труда, фондоотдача, рентабельность).

Вместе с тем согласно принципу демократического централизма республиканские и местные органы составляют проекты территориальных планов денежного обращения по республикам, областям (краям) и районам на основе показателей народнохозяйственного плана с учетом местных различий и резервов увеличения поступлений в кассы банка наличных денег.

 
Инкассация на основе договоров банка с предприятиями

Инкассация в этой форме осуществляется на основе договоров банка с предприятиями и учреждениями, в которых указываются время заезда, оплата за обслуживание и другие связанные с этим взаимные обязательства. Сотрудники банка транспортируют выручку специально выделенным для этой цели автотранспортом и работниками. Инкассаторы обслуживают соответствующие кассы по отдельным маршрутам примерно в одно и то же время — обычно перед концом рабочего дня или после его окончания. Это обеспечивает сбор наибольшей части выручки и оставление в кассах сумм, минимально необходимых для выдачи сдачи покупателям утром следующего дня.

Инкассация банком выручки находится под контролем вышестоящих учреждений банка. Последние устанавливают квартальные задания по инкассации, которые выражаются (в процентах) отношением выручки, инкассируемой Госбанком, к торговой выручке. Областные конторы устанавливают подчиненным учреждениям банка задания по сбору выручки, правильность которых контролируется республиканскими конторами банка.

Важным методом организации инкассации является контроль учреждений банка за поступлением выручки в его кассы от предприятий и организаций.

 
Исчисление размера покупок

После того как исчислен размер покупок населением за отчетный период, определяется размер покупок в розничной государственной и кооперативной торговле предприятиями, организациями и учреждениями (мелкий опт). Эти покупки оплачиваются безналичным путем и наличными деньгами, а учет их ведется только в части безналичных платежей. Поэтому ЦСУ СССР раз в год рассчитывает по союзным республикам полную сумму мелкого опта за отчетный период, которая и используется при разработке баланса.

Все предприятия, организации и учреждения, покупающие товары в розничной государственной и кооперативной торговле, делятся на три группы. Первая — это колхозы, которые покупают по преимуществу предметы производственного назначения. Вторая — детские и лечебные учреждения, санатории, дома отдыха, интернаты и т. п.

Потребность в продуктах питания детских, лечебных и других учреждений определяется в соответствии с планами бюджетного финансирования этих учреждений на питание. Можно также рассчитать эту потребность на основе предполагаемого контингента, скажем, детских домов и норм расходов на питание. При этом в любом случае, даже при установленных фактических покупках, следует учитывать возможность покупок этих продуктов у колхозов как непосредственно, так и на колхозном рынке.

При выявлении размера покупок прочими организациями используются фактические данные как об объеме мелкого опта, так и его по товарной структуре с учетом плановых размеров покупок первыми двумя группами предприятий.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 4 из 11