Планирование ТехПромФинПлана


Нормативный метод планирования фонда

При применении нормативного метода планирования фонда заработной платы сумма выдач исчисляется следующим образом. Отдельно определяется сумма выдач на фактический выпуск продукции промышленно-производственному персона--у — в пределах плана по полному нормативу затрат заработай платы на рубль продукции. Эта сумма увеличивается сходя из следующего расчета: на продукцию, произведенную верх плана, применяется норматив заработной платы на рубль продукции, скорректированный с учетом коэффициента пересчета планового фонда заработной платы, установленного ля соответствующей отрасли промышленности.

Учреждения банка различают абсолютный и относительный перерасходы фонда заработной платы. Абсолютным перерасходом называется та часть начисленной заработной платы, которая превышает ее плановый фонд. Если начисленная заработная плата меньше планового фонда, то разница между ними составит абсолютную экономию. Однако эти абсолютные данные не всегда могут свидетельствовать о действительных результатах расходования фондов заработной платы. Абсолютное превышение фонда может быть вызвано перевыполнением плана по объему производства, а следовательно, плановое соотношение между производительностью труда и средней заработной платой будет выполнено и фактически перерасхода не возникает. И наоборот, несмотря на абсолютную экономию, темп средней заработной платы опередит темп роста производительности труда, и экономии по существу нет. Поэтому для объективной оценки результатов банк пользуется показателем относительной экономии или перерасхода планового фонда заработной платы, скорректированным в меру выполнения объемного показателя.

 
Основы организации текущего контроля

Текущий контроль осуществляется банком в процессе выдачи средств на выплату заработной платы в окончательный расчет за квартал. Для определения сумм выдач в окончательный расчет предприятия и организации представляют банку справки, содержащие необходимые данные для осуществления текущего контроля.

Цель текущего контроля состоит в том, чтобы проверить правильность причитающихся к выдаче сумм, ограничить суммы выдач мерой выполнения плана (по промышленно-производственному персоналу) или утвержденным фондом заработной платы остальному персоналу, выявить и учесть перерасходы этих фондов и возмещение ранее допущенных перерасходов; определить сумму средств для покрытия перерасхода фонда заработной платы, которая может быть выдана по разрешению вышестоящей организации.

В соответствии с главной целью текущий контроль осуществляется путем проверки представленной справки, ограничения сумм выдали и применения санкции при перерасходах фондов заработной платы.

Методы планомерного ограничения банком выдач средств различны и применяются дифференцированно в зависимости от связи расходования фондов заработной платы с выполнением объемных показателей, системы планирования, действующей в отдельных отраслях, специфики деятельности каждой из них, развития процесса унификации системы банковского контроля за расходованием фондов заработной платы и т. д.

 
Освобождение от контроля организаций и предприятий

По постановлениям правительства отдельные предприятия, учреждения и организации освобождаются от банковского контроля за расходованием фондов заработной платы. Это производится при стихийных бедствиях, авариях и в других случаях.

Учреждения банка выдают средства на выплату заработной платы по заранее составленному календарному плану согласно установленным на предприятиях и в учреждениях срокам выдачи, однако принимают меры к тому, чтобы в целом по учреждению банка наличные деньги выдавались по возможности равномерно по дням, это способствует более планомерному поступлению денег в обращение.

Текущий контроль при выдаче банком средств на выплату премий. Предприятия начисляют премии в соответствии с типовыми положениями о премировании с учетом специфики данного предприятия. Банк выдает в этом случае деньги в пределах остатка фонда материального поощрения, сообщаемого банку в специальной справке, представляемой одновременно с чеком на получение денег для выплаты премий и вознаграждений по месячным или квартальным результатам работы.

Объединение (предприятие) при получении денег в банке должно исключить из остатка фонда все средства, не подлежащие расходованию, а именно: средства, зарезервированные для выплаты вознаграждений по итогам работы трудового коллектива за год; средства, предусмотренные по смете на премирование руководства, ИТР и служащих, но не израсходованные из-за невыполнения плановых показателей в предыдущие периоды и, в первую очередь, при невыполнении плана поставок продукции в установленных объемах и номенклатуры, а также премии, не выплаченные этим работникам в связи с перерасходом фонда заработной платы.

 
Отсутствие у объединения (предприятия) своих ресурсов

При отсутствии у объединения (предприятия) своих ресурсов министерство (ведомство) возмещает перерасход из резерва фонда заработной платы или материального поощрения.

Жесткий режим воздействия в виде системы санкций установлен при выявлении за квартал перерасходов фонда заработной платы, не покрытых экономией за предыдущие периоды. Прежде всего такие нарушения ведут к снижению премий и другим санкциям. В связи с перерасходом фондов заработной платы руководящим работникам предприятий и организаций, допустившим такое нарушение, уменьшается размер начисленных премий на сумму этого перерасхода, но не более чем на 50% от начисленных премий. Эта санкция действует в течение срока до полного возмещения допущенного перерасхода. В том случае, если перерасход возмещен в срок до 6 месяцев, указанным работникам выплачивается 50% той части премии, которая не была выплачена в предыдущие периоды в связи с перерасходом фонда заработной платы. Если перерасход не возмещен, сумма вознаграждения по итогам за год, выдаваемая из фонда материального поощрения руководящим работникам, уменьшается до 50%. Руководители объединений, предприятий и организаций, допустившие сверхплановую численность рабочих и служащих, частично лишаются (в пределах до 50%) вознаграждения за годовые итоги работы.

В целях усиления воздействия банковского контроля рублем Правительством СССР в 1984 г. введено в качестве планового показателя нормативное соотношение между темпами прироста производительности труда и прироста средней заработной платы (включая премии из фонда материального поощрения).

 
Основы организации предварительного контроля

Все стадии банковского контроля рублем не изолированы друг от друга, а осуществляются в единстве. Его организация носит предварительный, текущий и последующий характер. На предварительной стадии контроля банк требует от производственных объединений, предприятий и организаций в десятидневный срок после получения ими от вышестоящей организации утвержденного плана, представления данных о всех плановых показателях по производству и труду на год с распределением по кварталам.

В процессе контроля учреждения банка обращают внимание на поквартальное распределение установленных объединениями, предприятиями плановых объемов производства и фондов заработной платы с целью выявления фактов занижения плановых заданий на первые кварталы года и перенесения всего напряжения плана на его конец. Иногда в конце года вышестоящие организации искусственно снижают увеличенный план второго полугодия, в то время как средства на заработную плату в соответствии с этим планом уже выданы. Это приводит к нарушению плановых пропорций между этими двумя показателями, образованию нереальной экономии в первом полугодии и выплат в этом периоде на выдачу заработной платы денег, излишних по сравнению с фактическим объемом производства. Поэтому учреждения банка следят за тем, чтобы при изменении в течение года плана по объему производства в сторону снижения соответственно уменьшался и фонд заработной платы.

 
Основы организации последующего контроля

Под последующим контролем, осуществляемым учреждениями банков, а в необходимых случаях совместно с финансовыми органами, следует понимать проверку и анализ на основе бухгалтерского и статистического учета и отчетности непосредственно на предприятиях, учреждениях и в организациях соблюдения установленного порядка расходования фондов заработной платы. Цель этого вида контроля рублем — выявить недостатки и имеющиеся резервы экономного расходования средств на заработную плату и тем самым обеспечить улучшение организации производства, оплаты труда и повышения его производительности. Достижение этой цели связано с мобилизацией внутренних резервов и разработкой мер по устранению нарушений, обнаруженных в процессе проверки. Особое внимание обращается на проведение предприятиями мер по повышению технического уровня производства, выполнению установленного вышестоящей организацией задания по сокращению ручного труда, упорядочению технического нормирования, сокращению потерь рабочего времени, соблюдению трудовой дисциплины.

Банк выявляет глубинные причины нарушения объединением (предприятием) нормативных соотношений между приростом производительности труда и средней заработной платы, требуя разработки мероприятий, обеспечивающих плановые соотношения между этими важными показателями. При невыполнении требований банка он сообщает об этом вышестоящим органам Управления, учитывая эти нарушения в процессе дифференцированного подхода к кредитованию.

 
Обеспечение своевременности платежей в хозяйстве наличными деньгами

Каждое учреждение Госбанка, осуществляющее исполнение кассового плана, должно в первую очередь обеспечивать своевременность платежей в хозяйстве наличными деньгами, полученными от хозяйства и населения. Когда устанавливается, что текущие кассовые поступления в Госбанк и. остатки касс на начало операционного дня не могут обеспечить предстоящую потребность хозяйства в наличных деньгах, начальник городского управления, управляющий отделением или заведующий агентством совместно с местными партийными, советскими и хозяйственными организациями принимают меры по увеличению реализации товаров, платных услуг и т. д. Данная работа направлена на сбалансирование выдач и поступлений наличных денег в кассы и является важнейшей составной частью всей экономической работы Госбанка.

В силу многих причин принятые меры не могут дать сразу должного эффекта. Поэтому учреждение Госбанка для обеспечения своевременности платежей наличными деньгами обращается к конторе Госбанка о разрешении использовать резервный фонд для подкрепления оборотной кассы.

В соответствии с действующими правилами каждое низовое учреждение Госбанка обязано вести учет поступления и выдачи наличных денег и давать оценку предстоящей потребности хозяйства в наличных деньгах. Это необходимо для своевременного удовлетворения нужд хозяйства, для выплаты денежных доходов населению. С этой целью первичные учреждения банка ежедневно составляют расчет ожидаемых поступлений и выдач наличными деньгами на предстоящие 3 — 5 дней. Если этот расчет показывает, что текущие поступления в кассы банка и остатки кассы не обеспечивают предстоящие платежи, то учреждения Госбанка обращаются к своей вышестоящей конторе за разрешением на использование резервного фонда для подкрепления оборотной кассы. При этом низовое учреждение банка обязано извещать контору, если окажется, что текущие поступления частично или полностью могут обеспечить пре стоящие налично-денежные платежи.

 
Обеспечения расширенного воспроизводства

Для обеспечения расширенного воспроизводства первый показатель опережает второй. При невыполнении планового задания по производительности труда (по кварталам нарастающим итогом) и увеличении средней заработной платы в большем темпе, чем запланировано в нормативном соотношении, банк осуществляет контроль за тем, чтобы предприятие резервировало часть фонда материального поощрения, на которую уменьшается остаток фонда при получении в банке денег на выплату премий. Невозмещенный перерасход по истечении года снимается с учета. Министры СССР и Советы Министров союзных республик имеют право освобождать отдельные предприятия в пределах утвержденных им фондов заработной платы от возмещения допущенных перерасходов. Все разрешения (дополнительные фонды заработной платы) вышестоящих организаций на выдачу объединениям, предприятиям, организациям и учреждениям средств на заработную плату в сумме допущенного перерасхода и на освобождение от его возмещения могут приниматься учреждениями Госбанка СССР к исполнению только при наличии у соответствующих органов хозяйственного управления необходимого источника, для покрытия допущенных перерасходов.

Министерства, ведомства, главные управления и управления, всесоюзные и республиканские промышленные объединения, Советы народных депутатов имеют право разрешать соответствующим учреждениям Госбанка СССР выдавать средства на заработную плату предприятиям и организациям, опустившим относительный перерасход за счет резерва фонда заработной платы или абсолютной экономии фонда, получений ими в целом за год.

 
Оборотная касса и резервные фонды учреждений Госбанка

Для приема и выдачи наличных денег в учреждениях Госбанка имеются приходные и расходные кассы, а в учреждениях банка с небольшими кассовыми оборотами — приходно-расходные кассы. Денежную выручку предприятия и организации сдают непосредственно в банк для зачисления на свои счета через инкассаторский аппарат Госбанка или через почтовые отделения Министерства связи (преимущественно в сельской местности).

При необходимости в учреждениях Госбанка наряду с дневными приходными кассами, работающими в течение операционного дня, создаются вечерние кассы и кассы пересчета. Вечерние кассы принимают выручку от торговых и других предприятий, полученную ими после окончания операционного дня в банке. Денежная выручка принимается как от самих организаций, так и от инкассаторов Госбанка.

Кассы пересчета пересчитывают деньги, поступившие в инкассаторских сумках, с тем чтобы к началу следующего операционного дня все деньги, поступившие в вечерние кассы, были зачислены на счета клиентов.

Под понятием «оборотная касса Госбанка» подразумевается перечисленная и соответствующим образом оформленная денежная наличность, хранящаяся в кассах учреждений Госбанка СССР и предназначенная для выплат по требованиям предприятий, организаций и учреждений в пределах остатков на их счетах.

 
Банк проверяет правильность в представляемых ему справках

Банк проверяет правильность указанных в представляемых ему справках данных о начисленной и причитающейся заработной плате, а также использование по назначению полученных в банке денег. Банк проверяет также правильность указываемых предприятиями и организациями в отдельных справках данных об остатках фонда материального поощрения, имея в виду, что эти остатки не должны включать суммы, которые не подлежат расходованию на день выдачи банком средств на выплату премий, о которых речь шла выше.

При установлении фактов получения в банке средств сверх причитающихся сумм или израсходования выданных банком средств не по целевому назначению банк удерживает эти суммы при выдаче средств на заработную плату в окончательный расчет за квартал. При перерасходах фондов заработной платы и выявлении нарушений в использовании средств на заработную плату учреждения банка ставят вопрос перед вышестоящими организациями о принятии дополнительных мер к устранению недостатков в организации производства, труда и его оплаты.

Работники банка, занимающиеся кредитно-расчетным обслуживанием того или иного предприятия, отрасли, всесторонне выявляют конкретные причины перерасходов фондов заработной платы и несвоевременного их возмещения, а также эффективные меры по обеспечению этого возмещения.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 4