Кредиты ТехПромФинПлана


Назначение и содержание кассового плана Госбанка

Кассовый план — это план оборота наличных денег, проходящих через кассы Госбанка. Это в основном денежные доходы и расходы населения в той их части, которая проходит через кассы банка, а также прием и выдача ими денег по операциям, не связанным с доходами и расходами населения. Сюда относятся расчеты между предприятиями, организациями и учреждениями наличными деньгами в мелких суммах — ниже установленных минимальных сумм платежей в порядке безналичных перечислений.

Определяемый планом денежного обращения размер поступлений наличных денег в кассы Госбанка и выдач их из его касс является годовым расчетом кассового плана, используемым для составления квартальных кассовых планов.

Роль гибкого инструмента управления денежным обращением играет оперативный плановый документ — квартальный кассовый план Госбанка. При его составлении на очередной квартал года с помесячной разбивкой и в ходе контроля за его исполнением учитываются изменения натуральных и стоимостных показателей планов экономического и социального развития страны, республики, края, области, города и района.

 
Не все денежные расходы образуют дополнительный покупательский спрос

Нужно отметить, что не все денежные расходы городского населения на колхозном рынке образуют дополнительный покупательский спрос сельского населения, так же как и выручка сельского населения за реализованные на колхозном рынке сельхозпродукты не вся образуется за счет покупок городского населения на колхозном рынке. На колхозном рынке в качестве продавца выступает не только население, но и колхозы, а иногда и совхозы, как и в качестве покупателя наряду с населением выступают и государственные предприятия, организации, в том числе и торговые, и потребительская кооперация. Учет указанных явлений имеет важное значение при разработке баланса по разделу А, а также для повышения качества планирования товарооборота, особенно планирования структуры товарной массы для сельской и городской товарной сети в соответствии с доходами и расходами населения на колхозном рынке.

Расход на покупку сельскохозяйственного продукта у граждан другого района представляет собой для данной территории использование части покупательского фонда и образование дополнительного покупательского фонда на территории продавца. Выручка сельского населения на колхозном рынке за реализованные сельскохозяйственные продукты городскому покупателю в пределах одного района полностью образует дополнительный покупательский спрос сельского населения на непродовольственные товары государственной и кооперативной торговли данной территории и, следовательно, влияет на покупательский фонд городского населения.

 
Наличие потребительского кредита

В связи с наличием потребительского кредита население имеет возможность покупать товары в счет будущих доходов. Прирост кредита за отчетный и планируемый периоды выступает как дополнительный денежный доход населения.

Последней статьей раздела А баланса денежных доходов и расходов населения является «Поступление денег по переводам и аккредитивам». В этой статье учитываются суммы полученных переводов и аккредитивов, выплаченные населению, за вычетом переводов населению в пределах данной территории, которые не учитываются, так как не оказывают влияния на покупательский спрос населения в целом по данному району. Во избежание повторного счета из общей суммы переводов исключаются переводы, которые уже учтены по другим статьям баланса (например, переводы заработной платы по статье «Заработная плата»).

Данная статья планируется не развернуто по полному обороту, а лишь по сальдо. Поэтому она отражается либо в доходной части баланса, либо в расходной: если суммы выдач по почтовым переводам больше, чем поступления по ним, то результат отражается в доходной части, и наоборот.

 
Наибольшая часть выручки торговых предприятий

Наибольшая часть выручки торговых предприятий, расположенных в городах, рабочих поселках и прилегающей к городам сельской местности, поступает в кассы банка через инкассаторов и инкассаторские пункты Госбанка, а в сельской местности — через инкассаторов Госбанка и предприятия связи. Последние инкассируют денежную выручку сельских торговых организаций, колхозов, переводимые сельскими Советами деньги поступившие в уплату налогов, сборов и др. Сельские сберегательные кассы переводят в районные конторы излишки накопившихся у них наличных денег. Этот метод инкассации является весьма удобным для использования предприятиями и организациями, расположенными в глубинных пунктах, ибо предприятия связи наиболее широко размещены на территории района Частота движения транспорта для доставки почты позволяет с наибольшей полнотой инкассировать также денежные средства сельских предприятий и организаций. Этому также способствует значительный льготный тариф на переводы выручки через почту. Следует подчеркнуть повышение роли сберегательных касс при инкассации выручки в сельской местности. Подчинение системы сберегательных касс Госбанку СССР позволяет наиболее рационально размещать кассы всех кредитных учреждений с учетом дислокации предприятий связи, касс торговых предприятий, координировать их работу по кассовому обслуживанию хозяйства и максимально- приблизить их к предприятиям, организациям и учреждениям.

Из всех способов инкассации наиболее распространенным, надежным и эффективным является сбор выручки аппаратом Госбанка.

 
Наиболее полные подсчеты

Наиболее полные подсчеты, определяющие размер покупок населением у колхозов, нельзя ограничить только данными отчетов колхозов. Чтобы установить, сколько колхозы продают продукции за пределами данного района, сколько куплено населением у колхозов за пределами района, следует проводить выборочные обследования.

Расходы на покупку товаров у потребительской кооперации и колхозов имеют непосредственную связь со статьей доходной части баланса «Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства государству и кооперации». Обе статьи оказывают существенное влияние на реальность общего сбалансирования доходов и расходов. Степень положительного влияния определяется правильностью разграничения, например, закупок на колхозном рынке между закупками населения и предприятий и организаций, а также и разграничения продаж на продажи населением, с одной стороны, колхозами и потребительской кооперации — с другой. Немаловажное значение имеет более полный учет того, что на колхозном рынке куплено и продано внутри данного района или за его пределами.

Сумма товарооборота всех трех форм советской торговли должна обеспечить плановый покупательский фонд населения. Существенное отклонение полученной суммы товарооборота, предназначенного для удовлетворения планового покупательского фонда, делает необходимым заново пересчитать предложение товаров, необходимых для обеспечения реализации покупательского фонда. Если пересчет не дает ощутимых результатов, то необходимо изыскать дополнительные источники, обеспечивающие более полное удовлетворение покупательского спроса. Кроме того, могут быть пересмотрены ранее определенные покупательские фонды с одновременным пересмотром
предложения сферы нематериальных услуг и объема вложений в капитальное строительство.

 
Организации, которым подчинены предприятия

Организации, которым подчинены предприятия, расположенные на территории других районов, представляют кассовые планы учреждению Госбанка, ведущему их расчетные счета, с указанием объема товарооборота (доходов) таких предприятий и сумм выручки, сдаваемых ими другим учреждениям Госбанка. Эти показатели учреждения Госбанка немедленно сообщают соответствующим банковским органам в других районах.

Воинские части и учреждения Министерства обороны СССР (за исключением торговых и зрелищных организаций), Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности, а также партийные и комсомольские организации сообщают местным учреждениям Госбанка общие суммы поступлений и выдач наличных денег в планируемом квартале для включения их в кассовый план по статьям «Прочие поступления» и «Выдачи на заработную плату».

Получаемые кассовые планы на квартал, расчеты и сведения к ним рассматриваются в учреждениях Госбанка экономистами отдела (группы) кассового планирования совместно с экономистами, осуществляющими кредитно-расчетное обслуживание предприятий, объединений и организаций. Особое внимание обращается на проверку правильности планирования по основным статьям кассового плана — поступлениям торговой выручки и выдачам на заработную плату.

 
Отсутствие свободной наличности

При отсутствии свободной наличности сберегательные кассы могут получать подкрепления в отделениях связи, заимствовать наличные, деньги у сельских магазинов, о чем сообщается вышестоящим организациям для осуществления расчетов через банк, а при необходимости могут подкрепляться денежной наличностью инкассаторским аппаратом учреждений Госбанка.

Примерно таким же образом устраняются встречные перевозки денег в предприятиях связи. К ним поступают наличные деньги по различным каналам: от населения для переводов по почте и телеграфу, продажи почтовых марок, открыток, конвертов, за телеграфные услуги, приема налогов, сборов w страховых платежей в сельской местности и др. Предприятия связи в сельской местности также принимают платежи от населения за электроэнергию, к ним поступает выручка предприятий торговли, расположенных в сельской местности, где нет учреждений банка для перевода на расчетные счета. Часть этих поступлений сдается предприятиями связи в банк, они используются для оплаты переводов, выплаты пенсий, выдачи заработной платы своим работникам, подкреплений сберегательным кассам в указанных выше случаях и других операций. Наличность, превышающая лимит, сдается в банк, а при ее недостатке банк подкрепляет кассы предприятий связи.

 
Основы и принципы планирования денежного обращения

Планирование денежного обращения является формой проявления закона планомерного развития народного хозяйства и главной функцией государственного управления в области движения наличных денег. Эта функция означает обеспечение пропорциональности денежного обращения как основы его устойчивости, активное воздействие банка в процессе составления и выполнения планов денежного обращения на сбалансированность экономики — одного из важнейших условий интенсификации и повышения эффективности всего общественного производства.

Планирование денежного обращения состоит из разработки проектов соответствующих планов, их утверждения, контроля, регулирования и выполнения. Планирование денежного обращения — это огромная организаторская работа не только учреждений Госбанка, но и плановых, финансовых и хозяйственных органов, которые участвуют в планировании денежного обращения и несут ответственность за его состояние.

Планирование денежного обращения возможно только в условиях развития народного хозяйства по единому государственному плану, когда Советское государство является собственником основной массы средств производства и банков.

В этих условиях государственным планом экономического и социального развития и государственным бюджетом устанавливаются показатели, определяющие основные потоки наличных денег.

 
Отсутствие в местах нахождения предприятий

При отсутствии в местах нахождения предприятий, организаций и учреждений отделений банка деньги сдаются по согласованию с банком в ближайшие предприятия связи или сберегательные кассы для зачисления на их соответствующие счета, открытые в кредитных учреждениях.

Колхозы вносят в банк остатки средств в кассах, превышающие согласованные с банком лимиты этих остатков и нормы расходования денег из выручки, а также возвращают банку для зачисления на свой счет неизрасходованные в течение пяти дней наличные деньги со дня получения их в банке. Банком установлен ряд правил, стимулирующих ускорение поступлений денег в кассы банка. Так, деньги, полученные в банке для выплаты заработной платы, пособий, стипендий и премий, превышающие по сумме утвержденные лимиты кассовых остатков, могут храниться в кассах предприятий, организаций и учреждений только в течение трех дней, а колхозов — пяти дней. Запрещается накопление денег в кассах сверх установленных лимитов (пределов) кассовых остатков до выдачи заработной платы и осуществления других расходов. Такое право предоставляется организациям, выплачивающим заработную плату из выручки. Однако им не разрешается, как уже было указано, задерживать в своих кассах средства для этих целей, если не наступили сроки их выдачи.

 
Планирование и учет денежных расходов населения

Расходы на покупку товаров. Показатели баланса денежных доходов и расходов населения определяются в соответствии с требованиями основного экономического закона социализма и закона планомерного развития народного хозяйства. В связи с этим объем и структура денежных расходов населения формируются под воздействием объема денежных доходов и, в частности, под воздействием дифференцированных индивидуальных доходов.

В наиболее общей форме денежные доходы населения формируют следующие направления их использования. Во-первых, на покупку продовольственных и непродовольственных товаров — фонд покупательских средств; во-вторых, на оплату: а) услуг и б) обязательных и добровольных платежей — фонд платежных средств; в-третьих, фонд сбережения отложенных покупательских и платежных средств — в виде вкладов в сберегательные кассы и Госбанк, а также облигаций 3 %-ного государственного займа и в какой-то части в виде наличных денег. Кроме того, часть идет на увеличение количества денег в обороте в связи с ростом денежных доходов населения. Денежные доходы, предназначенные для оплаты товаров и услуг, образуют платежноспособный спрос населения, который обеспечивается соответствующими товарными фондами и размером производства сферы услуг. Решающее значение имеют объем производства товаров народного потребления и оказание платных услуг, а также использование возможностей расширения производства товаров и услуг за счет изыскания дополнительных местных источников.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 2 из 11