Страховой аудит
Страховой аудит

Страховой аудит — это комплексная экспертиза налогового и бухгалтерского учета и отчетности страховых организаций, проверка достоверного отражения в них финансово-хозяйственной деятельности компании и выражение мнения о соответствии всех совершаемых ею операций законодательству РФ.

Аудит страховых организаций — сфера специфическая, в силу того что финансовый дефолт, если такой случится, — это проблема не только страховщика, но и большого количества застрахованных и страхователей. Независимый аудит страховой компании направлен на получение объективного знания о том, насколько устойчиво финансовое положение организации.

Специфические особенности аудита страховых компаний определены наличием специального страхового законодательства, особенностями в ведении бухгалтерского учета страховых операций и составлении бухгалтерской отчетности, расчетов страховых резервов, существующими особенностями в налогообложении страховых организаций.

В процессе аудита страховым организациям необходимо проверить полноту и достоверность сумм, включаемых в состав доходов страховщика (страховые премии по страхованию и перестрахованию, полученные комиссионные и брокерское вознаграждение, доходы от инвестиционной деятельности и иные доходы от страховой деятельности); обоснованность и целесообразность произведенных расходов (выплаты страхового возмещения и страховых сумм, уплаченные комиссионные и брокерские вознаграждения. расходы на ведение дела); правильность формирования страховых резервов, реальность выявленных и зафиксированных в отчетности финансовых результатов.

Страховой аудит определяется специальным страховым законодательством, наличием в деятельности страхователей особенностей ведения бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, определения финансовых результатов и расчетов страховых резервов. Все это учитывается при аудиторской проверке.

Особое внимание в ходе страхового аудита уделяется правильности оформления страховых договоров и учета страховых операций (а также операций по сострахованию и перестрахованию).

Главная статья расходов страховой организации — страховые выплаты. В ходе аудита проверяется правомерность выплат, их своевременность, а также — если это имеет место — законность отказов в них страхователям. Проверяется также обоснованность формирования страховых резервов, их соответствие обязательствам компании, соблюдения условий их инвестирования (последние формируются органом страхового надзора).

Особенность есть и в формировании финансовых результатов страховых компаний. Они связаны с особенностями расходов, включаемых в себестоимость услуг по страхованию. Аудит страховой компании должен исследовать, насколько обоснованно сформирована себестоимость услуг страхователя и насколько правомочно в нее включены те или иные расходы. Таким образом, анализируется правильность (или нет) финансовых результатов компании.

Действующим страховым законодательством РФ к обеспечению платежеспособности страховщика предъявляются очень жесткие требования. От аудитора требуется тщательная проверка выполнения страховщиком всех нормативных требований, касающихся соотношения активов и обязательств с точки зрения максимальной ответственности по каждому риску.

Аудиторская проверка проходит в строгом соответствии, с требованиями Федерального Закона от 29 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и с учетом Рекомендаций по аудиторской проверке страховщиков, приведенных в Письме Росстрахнадзора от 20.03.1995 г. №16-8р/22.