Кредиты ТехПромФинПлана


Плановые балансы денежных доходов и расходов

Плановые балансы денежных доходов и расходов населения позволяют решить следующие специфические задачи планирования денежного обращения:

  • выявить и учесть все денежные доходы и расходы населения, включая резервы, необходимые в процессе выполнения плана экономического и социального развития СССР;
  • согласовать отдельные показатели (пропорции) государственного плана экономического и социального развития с целью сбалансирования денежных доходов и расходов населения и обеспечения на этой основе непрерывного кругооборота денег и устойчивости денежного обращения;
  • установить покупательный фонд населения и в соответствии с этим объем производства товаров народного потребления, розничного товарооборота, платных услуг;
  • выявить возможный прирост денежных сбережений трудящихся, а также (объем обязательных и добровольных платежей; обеспечить Госбанк обоснованными данными для составления кассового плана.

Отчетные балансы денежных доходов и расходов населения, используемые для аналитических целей и в качестве базы для планирования, составляют органы ЦСУ на год (по РСФСР и по кварталам) при участии плановых и финансовых органов, учреждений Госбанка по стране в целом и по республикам. Кассовый план Госбанка как метод оперативного планового руководства денежным обращением. На Госбанк, являющийся единым кассовым и эмиссионным центром страны, возложены функции организации и регулирования (направления) денежного обращения в стране — кассовое обслуживание народного хозяйства, организация поступления в кассы банка наличных денег и выдача их по целевому назначению, осуществление контроля за их расходованием и соблюдением режима экономии этих средств.

 
Планирование и учет денежных доходов населения

Заработная плата. Денежные доходы рабочих и служащих определяются на основе фонда заработной платы и выплат из фонда материального поощрения. Разработка статьи баланса «Заработная плата» начинается с определения данных за отчетный период и также оценки выполнения за текущий.

По всем видам фактической оплаты берутся за основу данные органов ЦСУ СССР по соответствующим территориям из отчетов использования фондов заработной платы и отдельно о выплатах из фонда материального поощрения. Помимо этого отчетные данные по статье «Заработная плата» разрабатываются на базе материалов Госбанка по таким участкам работы, как кассовое планирование и контроль за фондами заработной платы. Данные Госбанка наиболее полно отражают начисленную и выплаченную заработную плату в территориальном разрезе. Основными являются материалы по составлению и выполнению кассового плана. В данных по выполнению кассового плана учитываются только налично-денежные выплаты, что делает необходимым дополнительные расчеты, позволяющие исчислить общую сумму заработной платы, учитываемую в балансе.

 
Переход на гарантированную оплату труда

В связи с переходом на гарантированную оплату труда колхозников как деньгами, так и натурой фонд оплаты труда в большинстве колхозов состоит из двух частей — фонда гарантированной оплаты труда и фонда дополнительной оплаты труда колхозников. Первый предназначается для оплаты труда колхозников по тарифным ставкам и должностным окладам на уровне тарифных ставок в совхозах по соответствующим категориям работников; второй — для дополнительной оплаты труда колхозников за качество и количество произведенной продукции и полученного валового дохода. При этом часть доплат производится ежемесячно, а часть — по итогам года.

Денежные доходы от колхозов наряду с колхозниками получают также наемные и привлеченные к сельскохозяйственным работам лица, не являющиеся членами колхоза. Эти доходы выплачиваются из соответствующих фондов в зависимости от характера производимых работ наемными и привлеченными лицами. Заработки наемного персонала в колхозах учитываются в балансе денежных доходов и расходов населения по статье «Заработная плата».

При разработке отчетных данных по оплате труда в колхозах необходимо использовать данные Госбанка по выдачам наличных денег колхозам с их текущих счетов в сочетании с использованием бухгалтерских отчетов и отчетов об исполнении производственно-финансовых планов. На основе общего объема фактического фонда оплаты труда и объема трудовых затрат определяется средний уровень оплаты труда колхозников за отчетный период.

 
Организация выполнения кассового плана

В целях обеспечения выполнения кассовых планов учреждениям Госбанка необходимо своевременно и эффективно воздействовать на те стороны хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, организаций, где выявляются отклонения от плановых заданий, отрицательно влияющие на выполнение кассового плана. Поэтому учреждения Госбанка осуществляют контроль за, ходом выполнения плана товарооборота каждой торговой организацией, выполнением производственной программы каждым предприятием, производящим товары народного потребления, и продвижением их в торговую сеть, за размещением товарных запасов по районам и микрорайонам в соответствии с платежеспособным спросом их населения. Повседневно контролируется своевременность сдачи в кассу банка денежной выручки каждой торговой точкой.

Важное значение для выполнения кассового плана имеет контроль Госбанка за соблюдением лимитов продажи товаров по безналичному расчету предприятиям, организациям, и установленного порядка оплаты ими зрелищных мероприятий. Вместе с тем учреждения Госбанка выявляют возможности расширения сети и увеличения пропускной способности предприятий бытового обслуживания населения.

 
Основные особенности банковского контроля

Основные особенности банковского контроля рублем состоят в следующем:

1. Он является не ведомственным, а общегосударственным контролем рублем. Поэтому при его осуществлении банки исходят из общегосударственных экономических интересов, выраженных в показателях государственных планов.

2. Он прямо или косвенно связан с выдачей денег на выплату заработной платы, и поэтому является более действенным.

3. Непосредственным объектом банковского контроля рублем является не индивидуальная заработная плата отдельных рабочих и служащих, а расходование предприятием или организацией всего утвержденного фонда заработной платы.

Цель и специфика содержания банковского контроля рублем за расходованием фондов заработной платы определяет его народнохозяйственное значение и роль в планомерном регулировании экономики. Она состоит в том, что банк посредством специфических банковских методов контроля и регулирования выдач денег способствует решению ряда крупных экономических задач:

  • планомерному использованию фондов заработной платы и соблюдению установленных государственным планом пропорций между фондами накопления и потребления, между денежной и товарной массой. На этой основе обеспечивается устойчивость денежного обращения и укрепление советского рубля;
  • ускоренному росту производительности труда и плановому опережению этого роста по сравнению со средней заработной / платой, включающей премии из фонда материального поощрения.
 
Основная задача организации инкассации

Основная задача организации инкассации выручки состоит в том, чтобы достигнуть более быстрого и полного ее сбора и обеспечения сохранности денег.

Эта задача решается различными путями: установлением местными учреждениями банков сроков сдачи денежной наличности сверх лимита в кассы банка или по согласованию с ним в сберегательную кассу или предприятие связи. Эти сроки должны обеспечить быстрое поступление средств в кассы банка или указанные учреждения. Сроки устанавливаются банком по согласованию с руководителями предприятий и учреждений в зависимости от удаленности предприятий или организаций от учреждения Госбанка или предприятия вязи, от суммы выручки и регулярности ее поступления кассы предприятия или организации. Одни организации дают ее ежедневно, в день поступления к ним денег, другие — "а следующий день или несколько раз в день, или в отдельных случаях не реже одного раза в три дня и даже в десять дней, сельсоветы сдают в банк или на почту поступившие к ним от населения деньги в уплату налогов в сроки, устанавливаемые министерством финансов СССР.

Применением различных способов инкассации денежной наличности, под которыми понимаются специально организованные стационарные или подвижные формы (пункты) аккумуляции наличных денег, обеспечивающие их сохранность, быстрое поступление в каналы банка и зачисление в кратчайшее время на соответствующие счета владельцев средств.

 
Методы организации оборота наличных денег предприятий

Принцип экономичности организации оборота наличных денег реализуется с помощью ряда методов:

1) централизация в Госбанке подавляющей части оборота наличных денег — кассовых операций предприятий, организаций и учреждений;

2) устранение встречных перевозок денег;

3) нормирование расходования денег из выручки;

4) ограничение (лимитирование) остатков наличных денег в кассах предприятий, учреждений и организаций;

5) организация и осуществление Госбанком инкассации наличных денег;

6) планово-целевое расходование наличных денег;

7) контроль банка за соблюдением государственной кассовой дисциплины.

Метод централизации в Госбанке СССР кассовых операций предприятий, организаций и учреждений, Стройбанка СССР позволяет Госбанку с наибольшей полнотой выполнять предусмотренную его уставом функцию организации и регулирования денежного обращения в стране. Все звенья хозяйства поступающие к ним наличные деньги обязаны своевременно и полностью (за исключением согласованных с банком сумм, расходуемых из выручки и лимитируемых кассовых остатков) сдавать в учреждения банка для зачисления на свои расчетные, ссудные или текущие счета. Учреждения банка в свою очередь выдают из своих касс владельцам этих счетов деньги на расходы.

 
Экономисты учреждений Госбанка

Экономисты учреждений Госбанка производят на предприятиях проверки правильности представляемых ими справок. По результатам проверки излишне выданные ссуды предъявляются ко взысканию. При нарушении правил ведения учета обеспечения кредита виновный хозорган переводится на кредитование по данным учета банка.

При кредитовании под расчетные документы в пути по справкам хозорганов значительно сокращаются затраты труда учетно-операционных работников банка. У поставщиков учет товаров отгруженных несколько усложняется в связи с необходимостью выявлять несвоевременно оплаченные документы не только на месячные даты для выделения их в отчетном балансе, но также ежедекадно для составления справок банку. Однако у хозорганов, кредитуемых под расчетные документы в пути по специальному ссудному счету, такой дополнительной работы не возникает, поскольку проверка обеспечения кредита производится банком раз в месяц по отчетному балансу хозоргана.

Кредитование под расчетные документы в пути используется банком для воздействия на улучшение качества продукции путем увеличения размера скидки на некредитуемые элементы отпускной цены тем поставщикам, которые получают значительное количество отказов от акцепта платежных требований в связи с нарушениями условий договоров, а также рекламаций покупателей и допускают другие нарушения договорной дисциплины. Хозорганы, к которым применяется учреждением Госбанка такая мера воздействия, должны в указанные выше справки, представляемые для установления скидки на некредитуемые элементы отпускной цены, включать дополнительные показатели: суммы отказов от акцепта, полученных от покупателей в предыдущем квартале по мотивам поставки недоброкачественных, нестандартных товаров и других нарушений договоров, а также поступивших требований покупателей на безакцептное списание излишне уплаченных сумм за недоброкачественную и некомплектную продукцию; сумму задекламированной в предыдущем квартале продукции.

 
Эмиссионный результат

Складывающийся по проекту кассового плана эмиссионный результат сравнивается с отчетными данными за ряд истекших лет с учетом динамики основных показателей плана — розничного товарооборота, фонда заработной платы и других за эти годы. Проектировки своего кассового плана контора сверяет со сводом кассовых планов, полученных от подчиненных учреждений Госбанка после соответствующей проверки их расчетов. В результате анализа всех имеющихся материалов об оборотах наличных денег конторой вносятся необходимые уточнения в расчеты кассового плана и разрабатываются предложения об улучшении эмиссионного результата по республике, краю, области (городу). С этими предложениями проект кассового плана конторы Госбанка в АССР, краях, областях (городах) вносят на рассмотрение Совета Министров АССР, краевого, областного (городского) исполкома Совета народных депутатов. Кассовый план по союзной республике вносится республиканской конторой Госбанка на рассмотрение Совета Министров республики.

Кассовые планы конторами Госбанка представляются вышестоящей конторе в установленный ею срок, а республиканскими конторами союзных республик Правлению Госбанка к 1-му числу месяца, предшествующего планируемому кварталу, с расчетами по символам плана, распределением по месяцам, основными показателями к кассовому плану и объяснительной запиской.

Важной стороной работы по составлению сводного кассового плана по стране в Правлении Госбанка является определение путем соответствующих расчетов денежной массы в обращении на планируемый квартал, обеспечивающей устойчивость денежного обращения, исходя из функционального назначения денег, как средства обращения и средства платежа по данным о денежных доходах и расходах населения и особенностях скорости обращения по отдельным его группам; об остатках денег в кассах предприятий, организаций и Госбанка и о деньгах в функции средств сбережений с учетом скорости поступления их в оборот.

 
Главная цель управления денежным обращением

Главная цель управления денежным обращением — обеспечение устойчивости денег, под которой понимается возможность покрытия товарами и платными услугами платежеспособного спроса населения, а также соответствия между фактической и плановой покупательной способностью денег.

Закон денежного обращения определяют следующие средства достижения цели:

а) планомерная связь между денежными доходами и расходами населения, обеспечивающая их пропорциональность (сбалансированность), под которой следует понимать постоянное, динамичное соответствие между суммой денежных доходов населения и их структурой, с одной стороны, и суммой всех денежных расходов населения и их структурой — с другой. Такая пропорциональность выражает прежде всего соответствие между структурой быстро растущего платежеспособного спроса населения на определенное количество и качество продовольственных и непродовольственных товаров, с одной стороны, и структурой произведенных во всех отраслях народного хозяйства товаров народного потребления, подлежащих реализации населению, — с другой;

б) учет при сбалансированности денежного обращения изменения количества денег, объективно необходимых для обращения.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 3 из 11