Кредиты ТехПромФинПлана


Увеличение количества денег в обращении

Под увеличением количества денег в обращении понимают их прирост (эмиссию) за определенный период в результате выпуска и изъятия денег из обращения по всей стране в целом. Решающее значение в этом процессе имеет рост денежных доходов населения.

Если денежная масса на планируемый период превышает фактический объем на начало этого периода, то изменение (прирост) количества денег в. планируемом периоде обусловит неравенство денежных доходов и расходов населения, которое должно быть учтено при их балансировании.

Например, денежные доходы и расходы до учета прироста количества денег сбалансированы, составляя 200 млрд. руб., прирост денег у населения с учетом применения закона количества денег в обращении — 5 млрд. руб. При сбалансировании доходы составят 200 млрд. руб., а расходы 195, а 5 млрд. руб. будет направлено населением на прирост самих остатков наличных денег. Таким образом, денежные доходы и расходы населения сбалансированы хотя и путем их неравенства, что обеспечивает непрерывность кругооборота денег.

Кроме того, при планировании изменений всей денежной массы учитывают изменение величины остатков денег в кассах предприятий, учреждений и организаций.

 
Размер выплат для включения в кассовый план

Размер выплат для включения в кассовый план по статье расхода «Выдачи ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение и денег на операции ломбардов» определяется учреждением Госбанка на основе данных своего учета и данных местного учреждения Стройбанка. «Поступления на счета жилищных кооперативов», «Прочие поступления (включая возврат заработной платы)», «Выдачи вкладов на несельскохозяйственные заготовки и другие цели», «Выдачи на командировочные и хозяйственно-операционные расходы» предусматриваются по данным кассовых планов предприятий, объединений, организаций и учреждений, откорректированных учреждением Госбанка с привлечением имеющихся отчетных данных.

После включения в проект кассового плана проектируемых сумм по всем статьям согласно рассмотренным определяется эмиссионный результат — выпуск денег в обращение или изъятие их из обращения на планируемый квартал. Этот результат тщательно анализируется для оценки обеспечения устойчивости денежного обращения и экономии эмиссионных ресурсов. Он сопоставляется с фактическим результатом за аналогичный квартал предыдущего года и ожидаемым за текущий квартал (предшествующий планируемому), с учетом изменений плана товарооборота, фонда заработной платы и других основных позиций денежного обращения в планируемом квартале. Вместе с тем определяется эмиссионный результат, складывающийся за год в целом, и соответствие его утвержденному годовому расчету кассового плана с учетом отклонений от его показателей в ходе выполнения планов за истекшие периоды года и намечаемых отклонений в текущем и планируемом кварталах. Если образуется превышение выдач наличных денег над их поступлением по проектировкам кассового плана на планируемый квартал, производится проверка всех расчетов плана для изыскания дополнительных источников поступления денег в кассы банка и экономии в расходах с целью предотвращения и во всяком случае сокращения выпуска денег в обращение. Намечаются конкретные мероприятия в этом направлении для внесения их на рассмотрение местных руководящих органов.

 
Размер оплаты труда и денежных доходов колхозников

Размер оплаты труда и денежных доходов колхозников непосредственно государством не планируется, как это имеет место в планировании доходов рабочих и служащих государственных предприятий и учреждений. Государство обеспечивает денежные доходы колхозам тем, что покупает у них сельскохозяйственную продукцию, т. е. гарантирует колхозу ее реализацию по твердым плановым ценам. В связи с этим основная часть денежных доходов формируется за счет продажи сельскохозяйственной продукции государству.

Определение фонда оплаты труда начинается с выявления размера денежной оплаты труда за отчетный и текущий периоды. Основным источником данных о фактической денежной оплате труда в колхозах являются сводные годовые отчеты колхозов по району, области, республике и по стране в целом. В современных условиях в колхозах введена единая система счетоводства, близкая к счетоводству в совхозах. Годовой отчет колхоза дает достоверные данные о денежной оплате труда, так как в нем довольно детально разработаны показатели оплаты труда в колхозах.

Расчеты с колхозниками по денежной оплате труда в годовом отчете включают три части: задолженность на начало года, в том числе начисленную денежную оплату за декабрь прошлого года; начисленные и выплаченные в отчетном году суммы за работы отчетного года; задолженность на .конец года, не выплаченная за декабрь отчетного года. Сумма первых двух частей за вычетом третьей и будет той величиной, которая включается в баланс как денежные доходы колхозников за отчетный период.

 
Правление Госбанка и его учреждения

Для выполнения этих задач Правление Госбанка и его учреждения разрабатывают на основе государственных планов проекты годового и квартальных кассовых планов, т. е. планы поступлений и выдач наличных денег через банковские кассы. Этот проект рассматривается Правлением и представляется на утверждение в Совет Министров СССР.

Утвержденный правительством кассовый план — это оперативный план кассовых оборотов учреждений Госбанка, в котором предусматриваются на каждый квартал с распределением по месяцам потребности государственных, кооперативных включая колхозы) и общественных предприятий и организаций в наличных деньгах по видам расходов, источники поступления наличных денег для удовлетворения этих потребностей на определенный период, а также изменения денежной массы. Кассовый план Госбанка состоит из трех частей: прихода, расхода и эмиссионного результата, т. е. превышения расхода над приходом либо прихода над расходом. Изменение количества денег в обращении по стране в целом, предусмотренное утвержденным правительством кассовым планом (сальдо), вытекающее из закона денежного обращения, определяет соотношение между поступлениями и выдачами денег из касс Госбанка. При плановом увеличении денежной массы в кассовом плане будет запланировано превышение выдач из касс банка наличных денег над поступлениями; при плановом уменьшении — превышение поступлений над выдачами.

 
Предприятия местного транспорта

Предприятия местного транспорта, зрелищные, коммунальные, бытового обслуживания представляют сведения о выручке от услуг с распределением ее общей суммы на поступления по безналичному расчету и наличными деньгами, из них расходуется на месте, сдается на почту, в сберегательные кассы и в Госбанк.

Заготовительные и другие организации, производящие закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья, дают сведения по видам закупаемой продукции с ее натуральными и стоимостными показателями отдельно по государственному плану и по плану данной организации для ее собственных нужд и переработки.

Финансовые отделы представляют сведения о поступлениях налогов и сборов по их видам, а инспекции Госстраха сведения о поступлениях страховых платежей населения и выплатах ему страховых возмещений, те и другие по видам страхования. Отделы социального обеспечения и финансовые отделы дают сведения о расходах на выплату пенсий и пособий по видам с подразделением общей суммы выплат на производимые через почту, сберегательные кассы, перечисления во вклады пенсионеров и выплату через Госбанк.

От районных узлов связи поступают данные об эксплуатационных доходах предприятий связи, получаемых наличными деньгами, о выплате заработной платы почтовым работникам, пенсий и пособий пенсионерам из денег, поступающих на почту.

 
Превышения планового размера

При кредитовании по специальным ссудным счетам оплата с них производится независимо от превышения планового размера (контрольной цифры) кредитования и наличия просроченной задолженности по ссудам. При непрерывном превышении планового размера (контрольной цифры) в течение 60 дней на сумму дальнейшего превышения проценты начисляются в повышенном размере. По существу платежными являются кредиты на завершение зачетов взаимных требований хозорганов (называемые в банковской практике расчетными кредитами), предоставляемые с отдельных ссудных счетов.

Для погашения дебетового сальдо по зачету при постоянных расчетах через отдел взаимных расчетов предприятиям предоставляется кредит сроком до 30 дней. Погашение его производится в порядке, установленном для платежных кредитов.

Кредит на завершение разовых групповых зачетов предоставляется на срок до 30 дней с разрешения руководителя учреждения Госбанка и на срок до 60 дней с разрешения руководителя конторы Госбанка союзной республики. И в том и в другом случае этим руководителем может быть отсрочено погашение кредитов. При межотраслевых зачетах, проводимых в масштабе страны по решениям правительства, кредит на завершение зачетов предоставляется на срок до 90 и 120 дней.

 
Принципы организации оборота наличных денег

Временные остатки наличных денег в кассах предприятий, организаций и учреждений, образующиеся в результате поступления денег в эти кассы и расходования из них для выплаты заработной платы и других платежей, являются составной частью всей денежной массы, находящейся в обращении.

Перемещение денежных знаков между кассами, включая время их нахождения в последних, называется оборотом наличных денег предприятий и учреждений.

В современных условиях количество касс измеряется сотнями тысяч, и поэтому движение наличных денег и их остатки в кассах достигают больших размеров. Изготовление и обращение денежных знаков и той их части, которая принадлежит обобществленному хозяйству, требует значительных затрат общественного труда. Соответствие между денежными доходами и расходами населения устанавливается по плану. По плану деньги поступают в кассы предприятий, организаций и учреждений. Если не установить предельное время, в течение которого они могут находиться в этих кассах, предельные остатки наличных денег для расходования из этих касс, цели этих расходов и сроки, когда они должны быть сданы в банк, то кругооборот наличных денег, т. е. возврат их в кассы банка, замедлится.

 
Применение нормирования

Применение нормирования и целевого расходования денег из выручки как метода организации оборота наличных денег ограничивает использование выручки предприятиями, организациями и учреждениями. Это создает возможность планировать средства, направляемые в кассы банка или по согласованию с ним в сберегательные кассы и предприятия связи. Денежная выручка предприятий используется, во-первых, для расходов на неотложные нужды (покупка товаров в розничной сети за наличный расчет, расходы по содержанию помещений, покупка некоторых канцелярских принадлежностей, закупка вещей и книг у населения; к затратам торговых предприятий на неотложные нужды относится выплата пенсий и пособий по временной нетрудоспособности и ряд других расходов по смете, исключая оплату командировочных), во-вторых, для выплаты ломбардам денег для выдачи ссуд населению и, в-третьих, для расходов на закупку сельскохозяйственных продуктов у населения.

 
Применение принципа

Применение принципа имеет решающее значение для устойчивости денег: во-первых, денежный оборот планомерно обеспечивается необходимым количеством денег исходя из потребностей процесса воспроизводства; во-вторых, связь движения наличных денег и общественного продукта позволяет использовать планомерно совершающееся денежное обращение для воздействия на воспроизводственный процесс. В ходе этого достигается плановое направление выдач наличных денег хозяйственным органам исходя из соблюдения режима экономии и выполнения плановых заданий.

Плановое сбалансирование или установление пропорциональности денежного обращения представляет собой реализацию на практике требования закона денежного обращения о соответствии денежных доходов и расходов населения, обеспечивающем непрерывный кругооборот денег, их возврат в кассы банка и устойчивость. Значение этого принципа существенно возрастает в современных условиях, когда партия и правительство требуют повышения ответственности Госплана, министерств и ведомств СССР за сбалансированность заданий государственных планов экономического и социального развития. Применение этого принципа обусловливает следующие направления практической деятельности государственных органов в этой области:

  • выявление всех источников поступления и расходования наличных денег, установление на этой основе равенства между денежными доходами и расходами населения как условия возврата в банк выпущенных денег и их устойчивости;
  • определение размера денежной массы исходя из сбалансированных денежных потоков и изменений ее по сравнению с фактической;
  • установление соотношения (соответствия) между денежными расходами и доходами населения с учетом изменений денежной массы.
 
Покупки товаров населением

Покупки товаров населением в розничной государственной и кооперативной торговле прежде всего определяют по сумме покупок за наличные деньги. Для этого, во-первых, выявляется сумма от продажи товаров за наличные деньги, поступившая на счета торговых организаций как непосредственно через кассы Госбанка, так и через почту и сберегательные кассы; во-вторых, определяется полная сумма расходов из выручки от реализации товаров на месте, минуя кассы Госбанка; в-третьих, определяются и учитываются изменения остатков касс у торговых организаций в сумме переходящей выручки из периода, предшествующего отчетному, и из отчетного в текущий.

Полученный таким образом объем реализации товаров за наличные деньги включает покупки как населения, так и предприятий, организаций и учреждений. Из полученной суммы исключаются покупки населения за наличные деньги и тем самым определяют покупки предприятий и организаций за наличные деньги.

Часть товаров население оплачивает перечислением денег, т. е. в порядке безналичных расчетов. Поэтому общий размер покупок населения в розничной торговле равняется сумме покупок за наличные деньги и в порядке безналичных платежей. Полученная величина представляет собой товарооборот государственной и кооперативной торговли по продаже товаров населению. Прежде чем включить полученный результат в баланс, следует определить, в какой мере товары, проданные населению, пошли на удовлетворение покупательского спроса населения данного и других районов. В баланс включается только та часть товарооборота, которая куплена населением данного района. Наряду с этим необходимо также учесть покупки населения данного района в розничной государственной и кооперативной торговле других районов.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 9 из 11