Планирование ТехПромФинПлана


Средства на заработную плату

Средства на заработную плату объединениям, предприятиям и организациям выдаются банком исходя из утвержденного им фонда (норматива) в порядке, установленном в зависимости от характера их деятельности.

Тем объединениям, предприятиям и организациям, которым устанавливаются планы производства, средства на заработную плату для работников, занятых в основной деятельности, выдаются в меру выполнения плана по объему производства продукции (работ, услуг, доходов), по показателю, принятому для выдачи средств на заработную плату, а для работников, занятых в неосновной деятельности, — в пределах фонда заработной платы без перерасчета его на процент выполнения плана. Организациям непроизводственных отраслей народного хозяйства средства на заработную плату выдаются в пределах утвержденного фонда заработной платы.

При невыполнении или перевыполнении установленного объемного показателя банк корректирует фонд заработной платы по промышленно-производственному персоналу, применяя коэффициент пересчета планов фонда заработной платы за каждый процент перевыполнения (недовыполнения) плана. Эти коэффициенты, дифференцированные по отраслям, устанавливаются исходя из удельного веса фонда заработной платы рабочих сдельщиков в общем фонде заработной платы и колеблются в зависимости от отрасли в пределах от 0,4 до 1,0%. Это связано с тем, что фонд повременной оплаты труда не изменяется пропорционально выполнению программы, а премии за основные результаты инженерно-техническим работникам, служащим и другим работникам аппарата управления выплачиваются из фонда материального поощрения.

 
Порядок эмиссионно-кассового регулирования

В зависимости от причин, вызывающих использование резервных фондов, определяются порядок и условия совершения эмиссионно-кассовых операций строго централизованно или в сочетании централизованного и децентрализованного начал, или децентрализованно. Строгий централизованный порядок взаимоотношений между резервными фондами и оборотной кассой действует при использовании Госбанком СССР эмиссионного права, т. е. при увеличении денежной массы в обращении. Сочетание централизованного и децентрализованного характера эмиссионно-кассовых операций применяется при маневрировании кассовыми ресурсами, поддержании в налично-денежном обороте необходимого соотношения между отдельными купюрами и монетами. Сюда же относятся перечисления денег из оборотной кассы в резервные фонды. В децентрализованном порядке происходит изъятие денежных знаков из фондов в порядке обмена их на ветхие банковские и казначейские билеты, находящиеся в оборотной кассе.

Основная работа Госбанка по регулированию кассовых ресурсов сосредоточивается в низовых учреждениях и конторах Госбанка, которым эти учреждения подчинены непосредственно. В практике работы учреждений Госбанка использование кассовых ресурсов называется внутриобластным и внутриреспубликанским регулированием в зависимости от того, какая из контор имеет право на это регулирование: областная, краевая или союзно-республиканская. Правом на использование кассовых ресурсов наделены управляющие республиканскими, краевыми, областными и городскими конторами Госбанка, которым непосредственно подчинены низовые учреждения Госбанка (горуправления, отделения и агентства).

 
Полученная экономия по фонду заработной платы

За счет полученной экономии по фонду заработной платы разрешается выплачивать надбавки к тарифным ставкам и окладам рабочих и служащих за экономию рабочей силы, высокое качество труда и т. д. Неиспользованная сумма экономии перечисляется в конце года в фонд материального поощрения предприятий и объединений в пределах сверхплановой прибыли при условии выполнения плана производства и роста производительности труда.

На покрытие перерасхода фонда заработной платы разрешается использовать перечисленную объединением, предприятием в предыдущем году сумму экономии фонда заработной платы в фонд материального поощрения.

Перерасход фонда заработной платы должен быть обязательно возмещен «е позднее года с момента возникновения и в первую очередь за счет мобилизации внутренних ресурсов объединения (предприятия) — образованной экономии фонда заработной платы или за счет фонда материального поощрения. Невозмещенный после этого перерасход к- концу года Удерживается банком из средств, причитающихся объединению (предприятию) на выплату заработной платы и в конечном итоге возмещается министерством (ведомством) за счет резерва фонда заработной платы или фонда материального поощрения. Средства, выдаваемые банком в сумме перерасхода, по разрешению вышестоящей организации должны быть возмещены объединением (предприятием) с момента возникновения в течение одного-двух кварталов за счет внутренних резервов — экономии фонда заработной платы или принадлежащего предприятию фонда материального поощрения.

 
Планы производства и обращения по отдельным республикам

Планы производства и обращения по отдельным республикам, областям и районам выполняются неравномерно. В связи с этим пропорции, заложенные в народнохозяйственном плане, в ходе вьшолнения этих планов претерпевают изменения. Эти изменения сказываются на равномерности хода вьшолнения кассового плана Госбанка. При этом механизм налично-денежного оборота быстро реагирует на все нарушения плановых пропорций через нарушение соответствия покупательского спроса населения и предложения товаров народного потребления. Вследствие такой неравномерности создаются благоприятные условия для миграции наличных денег, не предусмотренной планом.

Централизованный порядок регулирования налично-денежного оборота предусматривает, что низовые учреждения Госбанка не имеют права самостоятельно выпускать деньги в обращение.

Разрешение на увеличение денег в обращении испрашивают не только учреждения Госбанка, но и Советы Министров союзных республик, которые обращаются с такими ходатайствами только после того, как приняты все необходимые меры по сбалансированию денежных доходов и расходов населения. Так, например, перевыполнение плана производства в промышленности приводит к увеличению расходования заработной платы. В этих условиях учреждения Госбанка совместно с партийными, советскими и хозяйственными органами принимают необходимые меры к увеличению товарооборота и платных услуг, обеспечивающих сбалансирование денежных доходов и расходов населения. И только в том случае, если эти меры не дают необходимых результатов, учреждения Госбанка обращаются за разрешением выпустить в обращение дополнительное количество денег, чтобы обеспечить платежи по заработной плате и другие потребности хозяйства в наличных деньгах.

 
Правильность плановых данных

Банк проверяет правильность плановых данных в справках предприятий о причитающихся им средствах на выплату заработной платы; соблюдение лимитов численности рабочих и служащих, выявляет случаи опережения или снижения по годовому плану и фактически за год темпов роста средней заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда. Кроме того, проверяется полнота и своевременность зачисления предприятиям соответствующей части средств фонда материального поощрения в резерв для использования ее в следующем году или направления в текущем году в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства при отрицательном соотношении производительности труда и заработной платы.

К предварительной стадии контроля следует также отнести выдачу денег на выплату заработной платы в пределах фонда, утвержденного на квартал. Так, в течение первых 2,5 месяцев квартала банк ограничивает выдачу денег фактически начисленной суммой, в пределах квартального фонда без учета хода выполнения программы. Если до истечения квартала обнаружится перерасход фонда заработной платы, то банк ставит вопрос перед предприятием об ограничении расходования фонда заработной платы в соответствии с выполнением производственной программы.

 
Превышение фактической численности над плановой

Банки, установив превышение фактической численности над плановой или зарегистрированной финансовыми органами, сообщают последним об этом и требуют устранить выявленные нарушения. Получение средств в пределах фактически регистрируемых штатов и фондов заработной платы, но не выше утвержденных, не дает оснований организации использовать экономию, образующуюся при наличии вакантных должностей. Эта экономия может быть использована только в случаях, когда фонд заработной платы недостаточен для выплаты выходного пособия уволенным работникам, призванным в Советскую Армию, или на выплату разрешенных законом сверхурочных работ. При недостаточности экономии за месяц для этих целей банк выдает средства за счет выделенного дополнительного вышестоящей организацией фонда заработной платы. При установлении перерасхода по любой из трех категорий работников банк выдает эти суммы при представлении справки на выделение дополнительного фонда для покрытия перерасхода без изменения плана по труду.

Ограничение выдач банком средств годовым фондом заработной платы. В ряде организаций по характеру их работы фонд заработной платы может расходоваться в течение года неравномерно по кварталам. К таким организациям относятся, например, экспедиции и партии, выполняющие топографо-геодезические и проектно-изыскательские работы, осуществляемые персоналом проектных организаций, переведенных на хозрасчет. В этих случаях при перевыполнении квартального плана пределом выдач банком средств является годовой фонд заработной платы.

 
Соблюдение всеми учреждениями Госбанка действующего порядка

Строгое соблюдение всеми учреждениями Госбанка действующего порядка эмиссионно-кассового регулирования имеет большое народнохозяйственное значение, так как создает предпосылки для успешного выполнения Госбанком задач в области планомерного регулирования денежного обращения в нашей стране.

Объективная необходимость кредита обусловлена различной скоростью кругооборота оборотных средств и несовпадением денежных затрат и реализационной выручки во всех отраслях народного хозяйства, что делает невозможным немедленную оплату отгруженной продукции. Кредитные отношения организуются главными звеньями кредитной системы — банками, и кредит предоставляется в форме прямых денежных банковских ссуд поставщикам и покупателям. В современных условиях хозяйствования роль банковского кредита в фонде оборотных средств и организации их кругооборота чрезвычайно велика и характеризуется такими показателями, как уровень задолженности по банковским ссудам, их доля в фонде оборотных средств и реализация продукции (прибыли) на рубль кредитных вложений. Порядок кредитования наиболее важных отраслей народного хозяйства изложен в соответствующих главах первого раздела учебника. При рассмотрении кредитования промышленности, транспорта и связи показывается решающая роль этих отраслей в обеспечении научно-технического прогресса и создании стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода страны. В этих главах детально излагаются методы кредитования — по остатку и обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату — и их применение исходя из особенностей экономики и организации фонда и кругооборота оборотных средств в отдельных отраслях. При подготовке учебного материала этих глав использованы Основные положения о кредите.

 
Штаты и соответствующие им фонды

Штаты и соответствующие им фонды заработной платы утверждаются вышестоящими организациями. Для усиления контроля за расходованием средств на содержание административно-управленческого персонала указанные организации регистрируют в финансовых органах штаты и сметы административно-управленческих расходов, что является одним из методов планового ограничения расходования средств. Финансовые органы при регистрации осуществляют контроль за соблюдением этими организациями схемы должностных окладов.

Цель банковского контроля с помощью указанного метода состоит в том, чтобы содействовать соблюдению штатной дисциплины и использованию фондов заработной платы в строгом соответствии с планом, т. е. в пределах утвержденных сумм. В соответствии с этим ограничения банком выдач средств сводятся к следующему. На выплату заработной платы штатному персоналу, регистрируемому в финансовых органах, банк выдает деньги исходя из фактической численности работников и начисленной заработной платы, но не свыше численности и фондов, зарегистрированных в финансовых органах или установленных на квартал вышестоящими организациями. Для оплаты труда штатного персонала, не регистрируемого в финансовых органах, банк выдает средства в пределах начисленной суммы, но не свыше утвержденного вышестоящей организацией квартального фонда заработной платы. Для оплаты регистрируемого нештатного (несписочного) состава банк выдает деньги в пределах годового фонда заработной платы по смете административно-управленческих расходов и не свыше квартального фонда заработной платы, утвержденного вышестоящей организацией для нештатного состава.

 
Резервные фонды банковских и казначейских билетов

Для выплаты заработной платы в учреждениях банка имеются резервные фонды банковских и казначейских билетов и разменной монеты. Это позволяет поддерживать в налично-денежном обороте нужное соотношение между отдельными купюрами денежных билетов и между последними и разменной монетой, что облегчает и ускоряет расчеты населения за товары и платежи за услуги. Удельный вес отдельных купюр банковских и казначейских билетов в налично-денежном обороте страны определяется уровнем денежных доходов различных групп населения, уровнем розничных цен, сложившейся традицией населения покупать мелким или крупным весом продовольственные товары, соотношением городского и сельского населения, а отсюда и соотношением между продовольственными и непродовольственными товарами в общем объеме товарооборота. Известное влияние на удельный вес отдельных монет в общей денежной массе оказывает наличие автоматов в торговле и на транспорте.

Следует отметить, что удельный вес купюр большого достоинства (25, 50 и 100 руб.) находится под большим воздействием удобства их тезаврирования. Это означает, что структура денежной массы находится под постоянным воздействием изменяющихся факторов как по стране в целом, так и по отдельным республикам, краям, областям и районам. Правильное, научно обоснованное купюрное строение денежной массы обеспечивает бесперебойное обращение денег, работу розничной торговой сети, колхозной торговли и предприятий, оказывающих платные услуги населению.

Управление эмиссионно-кассовых операций Правления Госбанка изучает и планирует структуру и покупюрное строение денег, выпускаемых в обращение по республиканским конторам Госбанка, а последние — по областным (краевым) конторам и отделениям. В ходе выполнения кассовых планов конторы Госбанка могут в необходимых случаях менять структуру и покупюрное строение выпускаемых в обращение наличных денег.

 
Регулирование оборотной кассы

Под регулированием оборотной кассы подразумеваются эмиссионно-кассовые операции банка, возникающие в связи с текущим оперативным использованием кассовых излишков одних учреждений банка другими, у которых возникает потребность в наличных деньгах. Регулирование оборотной кассы Госбанка (маневрирование кассовыми излишками одних учреждений банка для удовлетворения потребностей в наличных деньгах других) происходит путем зачисления излишков оборотной кассы в резервные фонды одними учреждениями банка и перечисления из резервных фондов в оборотную кассу другими учреждениями банка.

Взаимоотношения между резервными фондами и оборотной кассой учреждений Госбанка, возникающие в связи с маневрированием кассовыми излишками, происходят без изменения общего количества денег в каналах обращения, имевшихся на начало текущего месяца или квартала. Выпуску денег в оборот предшествует изъятие их из оборота, поскольку каждому рублю, изъятому из резервного фонда и перечисленному в оборотную кассу, должно предшествовать вложение в фонды из оборотной кассы, т. е. оперативное маневрирование излишками не затрагивает эмиссионного права в целом по Госбанку.

Необходимость маневрирования кассовыми ресурсами возникает потому, что поступление наличных денег в виде выручки торгующих организаций не во всех случаях обеспечивает выплату заработной платы трудящимся. У одних учреждений банка эта выручка может быть меньше, а у других — больше потребности в наличных деньгах для выплаты заработной платы. Поэтому возникает дополнительная потребность в наличных деньгах у части учреждений Госбанка.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>

Страница 4 из 4