Планирование ТехПромФинПлана


Перечисление денег из фондов в оборотную кассу строго в пределах сумм

Каждая контора Госбанка дает разрешение на перечисление денег из фондов в оборотную кассу строго в пределах сумм, разрешенных вышестоящими учреждениями банка. Это разрешение действует в течение пяти дней. Использование конторами разрешений на выпуск денег в обращение в течение пяти дней, т. е. рабочей недели, позволяет конторам лучше учитывать исполнение кассовых планов по области (краю) в целом и по отдельным районам, а также использовать вновь образовавшиеся кассовые ресурсы. Все разрешения, оставшиеся частично или полностью не использованными в течение срока их действия, аннулируются.

В целях ускорения оборачиваемости кассовых ресурсов и более оперативного маневрирования ими конторы, городские управления, отделения и агентства Госбанка обязаны немедленно сообщать своим вышестоящим учреждениям банка о суммах неиспользованных разрешений на выпуск денег в обращение и о свободных массовых ресурсах. Это требование распространяется и на те случаи, когда до получения разрешения выясняется, что ожидаемые поступления наличности в кассы банка частично или полностью сокращают потребность в подкреплении оборотной кассы из резервных фондов. Выше указывалось, что эмиссионные результаты по кассовому плану Госбанка утверждаются Советом Министров СССР по Союзу в целом и по каждой союзной республике. Госбанк СССР имеет право в пределах свободных кассовых ресурсов по стране в целом разрешать союзной республике позаимствовать из резервных фондов для подкрепления оборотной кассы учреждений банка внутри республики или уменьшать изъятие денег из обращения. Эти операции также относятся к регулированию кассовых ресурсов, т. е. к маневрированию кассовыми ресурсами банка.

 
Коэффициент пересчета планового фонда

Коэффициент пересчета планового фонда заработной платы снижается до 50 % при выдаче средств на выплату заработной платы в тех случаях, когда производственные объединения и предприятия (кроме отраслей легкой и пищевой промышленности) перевыполняют план по объему продукции за счет сверхплановой численности промышленно-производственного персонала и невыполнения при этом задания по росту производительности труда.

Объединения, предприятия и организации представляют банку справку о начисленной и причитающейся заработной плате в окончательный расчет за квартал по форме в зависимости от метода планирования фонда заработной платы — нормативного метода или планирования фондов заработной платы в абсолютной сумме. В справке содержатся все показатели, необходимые для определения банком суммы выдачи средств на выплату заработной платы. В первой ее части приводятся следующие показатели: объем продукции (план и фактически) по показателю, принятому министерством (ведомством) -для исчисления производительности труда; утвержденный норматив заработной платы промышленного производственного персонала (в копейках) на рубль продукции (если применяется норматив), установленный коэффициент пересчета планового фонда заработной платы при перевыполнении (недовыполнении) плана по объему продукции; норматив заработной платы с учетом коэффициента пересчета планового фонда заработной платы (в копейках); среднесписочная численность промышленно-производственного персонала; рост производительности труда в расчете на одного работающего — в процентах к соответствующему периоду предыдущего года. Во второй части приводятся данные (отдельно по промышленно-производственному персоналу, непромышленному персоналу и работникам несписочного состава) о плановом фонде заработной платы; о приходящейся заработной плате на сверхплановый выпуск продукции, имеющей ограниченный сбыт; о сумме начисленной заработной платы, причитающейся к выдаче.

 
Наличие резервных фондов при учреждениях Госбанка

Наличие резервных фондов при учреждениях Госбанка дает им возможность своевременно заменять новыми ветхие и потерявшие нормальный внешний вид банковские и казначейские билеты. Это обеспечивает поддержание на должном уровне внешнего вида денежных билетов, что требуется как для удобства населения, так и для повышения производительности труда кассовых работников хозяйства и банка. В условиях расширенного социалистического воспроизводства происходит систематический рост денежных доходов населения и увеличение наличных денег, находящихся в обороте. Для удовлетворения растущего налично-денежного оборота необходимо дополнительное количество денег. Удовлетворение потребности в наличных деньгах происходит за счет выпуска в оборот новых наличных денег (денежных знаков), т. е. за счет эмиссии Государственного банка СССР. Новые наличные деньги хранятся в резервных фондах учреждений Госбанка.

Таким образом, назначение резервных фондов Государственного банка СССР состоит в том, чтобы обеспечить, во-первых, регулирование оборотных касс Госбанка в целях бесперебойного удовлетворения потребностей народного хозяйства в наличных деньгах; во-вторых, поддержание правильного, научно обоснованного покупюрного строения денежной массы, находящейся постоянно в обороте; в-третьих, своевременное изъятие из оборота изношенных денежных билетов и монет; и, в-четвертых, удовлетворение дополнительной потребности налично-денежного оборота в денежных знаках для обслуживания возросших налично-денежных доходов населения.

 
Применения метода

Этот же метод применяется с некоторыми особенностями к учреждениям, состоящим на государственном бюджете. Заработную плату для штатного персонала этих учреждений банк выдает в пределах ассигнований на заработную плату, утвержденных по первой статье сметы расходов, а для работников нештатного (несписочного) состава -в пределах сумм, предусмотренных по всем статьям сметы расходов. В таком же порядке банк выдает средства на выплату заработной платы бюджетным учреждениям и организациям за счет внебюджетных (специальных) средств.

Ограничение банком выдач средств на выплату заработной платы размерами квартальных фондов заработной платы производится также в тех случаях, когда средства выдаются не ъ меру выполнения плана и без учета коэффициентов пересчета фонда. Это относится, например, к ряду предприятий железнодорожного транспорта, некоторым категориям работников торговых, снабженческих организаций, персоналу неосновной деятельности предприятий, службы быта, коммунального и жилищного хозяйства, работникам, занятым в подсобных хозяйствах.

Ограничение выдач средств утвержденными штатами и фондами заработной платы применяется банками по отношению к хозрасчетным организациям, выполняющим функции управления, планирования и распределения (главные управления, конторы, тресты, объединения, комбинаты и другие органы хозяйственного управления).

 
Ходатайства учреждений Госбанка

Ходатайства учреждений Госбанка о разрешении использовать резервный фонд в зависимости от условий связи с конторой посылаются за 1 — 3 дня до наступления потребность в подкреплении. Они ежедневно повторяются вплоть до получения разрешения на перечисление испрашиваемой суммы и резервного фонда в оборотную кассу.

Контора Госбанка дает разрешение на перечисление денег из резервных фондов в оборотную кассу при наличии извещений от других учреждений банка о перечислении в резервные фонды излишков оборотной кассы. Разрешение может быть дано только в пределах уже перечисленных в фонды сумм. Эти разрешения даются в течение трех календарных дней, включая день получения извещения о вложении денег в фонды (по городским конторам не позже следующего дня). На четвертый день неиспользованные кассовые ресурсы контора банка передает вышестоящим учреждениям банка, вплоть до Травления Госбанка СССР.

Учреждение Госбанка (городское управление, отделение, агентство), получившее разрешение на выпуск денег в обращение, может использовать его в течение двух рабочих дней текущего месяца. Конторы Госбанка в разрешениях указывают, t каком соотношении между банковскими казначейскими билетами должны перечисляться денежные билеты из резервного эспада в оборотную кассу, если это соотношение не установленную заранее.

 
Факты выдачи неправильных разрешений

В случае если обнаруживаются факты выдачи неправильных разрешений без указаний о проведении конкретных мероприятий по созданию экономии и возмещению перерасходов, предъявляются требования об устранении таких нарушений в определенные сроки. Наряду с банковским контролем министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик обязаны осуществлять свой контроль и систематически анализировать расходование фондов заработной платы и поощрительных фондов подчиненных им предприятий, учреждений и организаций, принимать меры к устранению причин перерасходов и привлекать к ответственности виновных в этом лиц.

Большое влияние, оказываемое неправильным использованием фондов материального поощрения на соотношение между ростом производительности труда и средней заработной платы, требует проверки банком (кроме предприятий, переведенных на нормативный метод планирования) соблюдения установленного порядка образования и расходования этих фондов. Премии из этого фонда должны быть не средством механического повышения заработной платы, а действенным стимулом в достижении наилучших результатов работы предприятия, выраженных в фондообразующих показателях: соблюдение договорных обязательств перед потребителями в объеме и номенклатуре; плановом росте производительности труда, повышении удельного веса продукции высшей категории качества, в росте прибыли как источника отчислений средств в указанные фонды.

 
Экономический смысл системы санкций

Экономический смысл этой системы санкций состоит в том, чтобы побудить предприятия ликвидировать причины образования перерасходов фондов заработной платы, использовать внутренние резервы экономного расходования средств на заработную плату, возмещать ранее допущенные перерасходы фонда заработной платы, активизировать воздействие вышестоящих организаций на подчиненные им предприятия для достижения этих целей, предупреждение и предотвращение перерасходов в дальнейшем. Это способствует повышению ответственности руководящих работников за рациональное расходование фондов заработной платы и материальной заинтересованности этих работников в покрытии перерасходов.

Ограничение банком выплат в пределах утвержденных квартальных фондов заработной платы иди предусмотренных сметой на квартал применяется отдельно, т. е. без сочетания с методом ограничения выплат в меру выполнения планов. В таком порядке средства на заработную плату выдаются предприятиям или организациям, по которым нельзя установить связь между мерой выполнения объемных показателей и фондами заработной платы.

При ограничении банком выдач средств утвержденными фондами заработной платы предприятия могут использовать абсолютную экономию за истекший период с начала года для выплаты заработной платы и премий в данном квартале. Предприятия и организации, к которым банк применяет ограничение выдач средств на заработную плату в пределах квартального фонда, указываются в нормативных документах банка, например транспортные организации в период ликвидации снежных заносов и других стихийных бедствий. Эти организации получают средства в начисленной сумме, однако при превышении фонда заработной платы, предусмотренного для этих работ в пределах утвержденного по основной деятельности квартального фонда, банку Должны быть в последующем порядке представлены справки о выделенных дополнительных фондах заработной платы, в противном случае банк удерживает эти суммы из последующих выплат.

 
Эмиссионно-кассовое регулирование в порядке внутриобластного

Эмиссионно-кассовое регулирование в порядке внутриобластного (внутрикраевого) и внутриреспубликанского регулирования кассовых ресурсов, т. е. без эмиссии, имеет место тогда, когда кассовый план Госбанка СССР утвержден правительством без изменения количества денег в обращении. В остальных случаях маневрирование кассовыми ресурсами переплетается с использованием резервных фондов для осуществления эмиссионного права Госбанка по увеличению денежной массы в обращении.

Порядок учета потребности в наличных деньгах для обеспечения своевременных платежей на предстоящее время, прохождения ходатайств от отделения до конторы банка на подкрепление оборотной кассы, а также порядок выдачи разрешений на ее подкрепление и использование разрешенных сумм аналогичны как при использовании эмиссионного права, так и кассовых ресурсов.

Эмиссионно-кассовое регулирование по осуществлению эмиссионного права Госбанка СССР не ограничивается перечислением денег из резервных фондов в оборотную кассу. В целях безусловного вьшолнения плана по эмиссионным результатам, предусмотренным кассовым планом, в Госбанке применяется система заданий на перечисление денег из оборотной кассы в резервные фонды. Эти задания с учетом хода исполнения кассового плана даются Правлением Госбанка СССР конторам союзных республик. В пределах полученного задания республиканские конторы доводят эти задания до подчиненных им учреждений Госбанка. Управляющие конторами могут самостоятельно давать задания отделениям банка на дополнительные перечисления денег из оборотной кассы в резервные фонды. Об этих заданиях каждый раз извещаются вышестоящие учреждения Госбанка.

 
Эмиссионное задание

Эмиссионное задание устанавливается решением Совета Министров СССР в составе кредитного и кассового планов Госбанка. В кассовом плане Госбанка эмиссионное задание утверждается по месяцам.

Эмиссионное задание на планируемый период (месяц, квартал) представляет собой либо дополнительный выпуск денег в оборот, либо сокращение количества денег в обороте путем изъятия их из оборота и зачисления в резервные фонды. При этом внутри квартала задание может быть в одном месяце на изъятие денег из оборота, а в другом — эмиссия, т. е. выпуск (величина задания на квартал в целом остается без изменения). Величина эмиссии, утвержденная Правительством СССР на планируемый период, определяет эмиссионное право Госбанка СССР, которое принадлежит председателю Правления банка или его первому заместителю.

Эмиссионное право контор, отделений и агентств Госбанка на выпуск денег в обращение строго ограничено пределом полученных в каждом отдельном случае разрешений от вышестоящих учреждений Госбанка.

Кассовый план Госбанка СССР утверждается не только в целом по стране, но и по каждой союзной республике. Поэтому эмиссионные результаты утверждаются в разрезе каждой союзной республики. В этих условиях полностью сохраняется строго централизованный характер . регулирования эмиссии.

 
Необоснованное снижение планов производства

Необоснованное снижение планов производства без соответствующего изменения фондов заработной платы и, в частности, неоправданное завышение норматива заработной платы на рубль продукции вызывает образование нереальной экономии фондов заработной платы и ее использование для покрытия перерасходов фондов заработной платы. В результате возникает неоправданное получение наличных денег для оплаты излишне затраченного общественного труда и выдачи премии, не покрытых товарами. Такая корректировка, указывал товарищ Ю. В. Андропов, приводит к тому, что «выпуск продукции уменьшается, а зарплата остается прежней... получается разрыв между товарной массой в магазинах и деньгами у населения... Рост зарплаты, если он не обеспечен товарами нужными, хорошими, если, наконец, хромает сфера услуг, дать реального увеличения материального благосостояния не может».

При корректировках руководящие работники объединений, предприятий и организаций лишаются премий за основные результаты хозяйственной деятельности полностью или частично, но не менее чем на 50 %. Важнейшая задача учреждений Госбанка в этих случаях состоит в том, чтобы в результате глубокого экономического анализа выявить все случаи образования нереальной экономии фондов, которая ослабляет денежное обращение, так как она не обусловлена повышением уровня организации производства и оплаты труда. При выявлении нарушений стабильности утвержденных в пятилетних и годовых планах нормативов (в сторону повышения) и невыполнении хозяйственными органами требований банков об устранении этих нарушений учреждения Госбанка имеют право производить перерасчет средств, причитающихся на заработную плату, и удерживать излишне полученные средства исходя из первоначально утвержденных нормативов.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>

Страница 2 из 4