Планирование ТехПромФинПлана


Сумма оборотной кассы каждого учреждения Госбанка

Сумма оборотной кассы каждого учреждения Госбанка строго лимитируется. Это значит, что в конце операционного дня оборотная касса каждого учреждения банка не должна превышать установленной величины, а излишние денежные знаки подлежат зачислению в резервные фонды. Лимит оборотной кассы зависит от ряда обстоятельств, наиболее важным из которых является обеспечение своевременного и полного удовлетворения потребностей хозяйства в наличных деньгах. Поэтому в первую очередь принимается во внимание объем кассовых оборотов по выдаче наличных денег.

Следующим фактором, влияющим на лимит оборотной кассы, является наличие резервного фонда банковых и казначейских билетов и разменной монеты у данного учреждения Госбанка. В этих фондах хранятся денежные знаки, которые становятся законным платежным и покупательским средством только после перечисления их в установленном порядке в оборотную кассу Госбанка. При отсутствии этого фонда лимит должен быть больше, чем в учреждениях банка, имеющем этот фонд, что зависит от дальности учреждения банка, к которому прикреплено данное бесфондовое учреждение банка (отделение, агентство).

Лимит оборотной кассы в целом по Госбанку утверждается Советом Министров СССР, по союзно-республиканским конторам — Правлением Госбанка, а по другим учреждениям Госбанка — вышестоящими организациями банка в пределах утвержденной им общей суммы лимита.

 
В условиях развитого социализма

В условиях развитого социализма важнейшие составные части стоимости совокупного общественного продукта органически связаны с затратами живого и овеществленного труда. При интенсивном научно-техническом прогрессе и повышении стоимости основных и оборотных фондов доля овеществленного труда непрерывно возрастает. В связи с этим краткосрочные ссуды Госбанка, предоставляемые под различные виды товарно-материальных ценностей, имеют устойчивую тенденцию к росту ( IV).

На июньском (1983 г.) и апрельском (1984 г.) Пленумах ЦК КПСС особое внимание было уделено повышению уровня государственной плановой дисциплины и усилению контроля за выполнением плановых заданий по количественным и качественным показателям.

Современной системе банковского контроля рублем за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий и выполнением плановых заданий посвящена самостоятельная глава первого раздела учебника. В главе рассматриваются основы организации банковского контроля, показатели, по которым устанавливаются дифференцированный режим кредитования, а также льготы, предоставляемые хорошо работающим хозорганам, и санкции, применяемые к плохо работающим предприятиям. При этом в центре банковского контроля находятся такие показатели, как рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, выполнение плана поставок по номенклатуре, сохранность собственных оборотных средств, своевременность возврата банковских ссуд и др.

 
В условиях товарно-денежных отношений

В условиях товарно-денежных отношений процесс реализации совокупного общественного продукта осуществляется в денежной форме. Действия закона стоимости, вызывающие возмещение затрат труда на производство в деньгах, обусловливают необходимость совершения платежей за отгруженные товарно-материальные ценности и, следовательно, системы безналичных расчетов, организуемых Госбанком СССР. с помощью фондов заработной платы, фондов материального поощрения и системы специальных премий.

На ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС указывалось на необходимость опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы, что является обязательным условием расширенного воспроизводства и роста национального дохода нашей страны. Во исполнение решений Пленума в 1984 г. Госбанк осуществил ряд важных мер по усилению контроля за расходованием фондов материального поощрения. Прежде всего установлен квартальный порядок контроля за соблюдением планового (нормативного) соотношения между приростом производительности труда и приростом средней заработной платы. Для этого учреждения Госбанка получают от предприятий и объединений установленные в плане на год и по кварталам нормативные соотношения между приростом производительности труда и приростом средней заработной платы, а также выписки из сметы фондов материального поощрения на год с поквартальным распределением. При нарушении установленного соотношения соответствующая часть квартального фонда материального поощрения зачисляется в резерв (на счет) вышестоящей организации. На эту сумму уменьшается фонд материального поощрения следующего квартала. Данный расчет ведется по месяцам нарастающим итогом. Если в следующем месяце или квартале Достигнуто нормативное соотношение показателей, то выплата денежных средств из фонда материального поощрения возобновляется в прежнем порядке.

 
Задачи учреждений

Задачи учреждений банка при последующем контроле расходования фондов заработной платы в вышестоящих организациях состоят в том, чтобы проверить правильность распределения утвержденных государственным планом фондов заработной платы между подведомственными предприятиями и организациями и своевременное доведение до них этих фондов. Проверке подлежит также правильность дифференциации утвержденных пятилетним планом на данный год нормативов заработной платы на рубль продукции по предприятиям, обоснованность корректировки этих нормативов и фондов заработной платы в соответствии с другими показателями плана. Учреждения банка выявляют также случаи уменьшения фондов заработной платы одним предприятиям в связи с достигнутой ими экономией и увеличением фондов заработной платы другим предприятиям, допускающим перерасходы фондов заработной платы.

Важной задачей является проверка соблюдения установленного порядка выдачи вышестоящими органами управления разрешений на покрытие перерасходов фондов заработной платы и на освобождение предприятий от возмещения перерасходов фонда заработной платы; проверка принятых мер к ликвидации и возмещению этих перерасходов.

 
Выдача банком средств на выплату премий

Выдача банком средств на выплату премий, включаемых в фонд заработной платы, производится только в том случае, если премирование осуществляется за счет и в пределах фонда заработной платы того месяца, квартала, по итогам которого эти премии должны быть выданы, о чем указывается в представляемой справке о начисленной и причитающейся заработной плате.

Аппарат трестов, объединений, комбинатов и управлений должен резервировать часть своих фондов материального поощрения на величину, равную удельному весу резервируемых предприятиями средств во всем фонде материального поощрения.

Банк выявляет резервы всемерной экономии расходов на содержание аппарата управления без ущерба эффективности последнего.

Указанные ограничения и санкции при выдаче банком средств не распространяются на выплаты некоторых видов премий, не включенных в фонд заработной платы. Они образуются и выделяются, как правило, в отдельных отраслях или производствах по специальным постановлениям правительства. Для их выплаты банк вещает средства сверх установленных размеров указанных выше премий, независимо от других видов премий и состояния расходования фондов заработной платы. Банк вещает в этом случае средства на основе чека и справок только в пределах, подтвержденных предприятиями и организациями, остатка специального фонда премирования или ассигнований.

В соответствии с новым порядком премирования 75% суммы экономии конкретных видов материальных ресурсов против установленных относительных норм, а также более половины стоимости сэкономленной стоимости электроэнергии направляются на премирование работников, достигших такой экономии.

 
Все формы и системы оплаты труда

Все формы и системы оплаты труда должны стимулировать не только увеличение производства, но и улучшение качества продукции, ускорение роста производительности труда, технического прогресса, увеличение выпуска новой продукции.

Выявление всей совокупности причин неправильного использования фондов заработной платы позволяет определить резервы экономии денежных средств и трудовых ресурсов. Расходование бюджетными учреждениями и организациями полученных в банке средств по целевому назначению и правильность представленных банку справок проверяется учреждениями Госбанка, за исключением тех случаев, когда бюджетные учреждения состоят на республиканских бюджетах автономных республик и местных бюджетах. Проверка этих учреждений производится финансовыми органами.

При проверке расходования фондов заработной платы хозорганизациями, выполняющими функции управления, бюджетными организациями, научно-исследовательскими учреждениями, работы которых планируются Государственным комитетом СССР по науке и технике, большое внимание уделяется соблюдению сметной дисциплины, схем должностных окладов, средней заработной платы и ее утвержденных фондов. Учреждения банков в последующем порядке проверяют правильность использования фондов заработной платы нештатного (несписочного) состава, исходя из того, что этот фонд, согласно действующим положениям, имеет строго целевое назначение. В частности, запрещается расходование этих средств сверх утвержденных сумм и на цели, не предусмотренные в сметах, на оплату и доплату работ, выполненных штатным составом, предусмотренные фондом заработной платы этого персонала, на содержание постоянных работников сверх штата и т. п.

 
Централизованный характер эмиссионного регулирования

Под кассово-эмиссионным регулированием понимается порядок организации работы Госбанка по выпуску денег в обращение и изъятию их из него.

На основе показателей государственного плана экономического и социального развития СССР, государственного бюджета и баланса денежных доходов и расходов населения Госбанк разрабатывает оперативные квартальные кассовые планы налично-денежного оборота — планы, благодаря которым обеспечивается планомерный кругооборот денег: банк — хозяйство — население — хозяйство — банк.

Важнейшая задача Госбанка в области налично-денежного оборота — всемерное укрепление денежного обращения, ограничение эмиссии потребностями оборота наличных денег и осуществление контроля за соблюдением режима кассовой и эмиссионной работы в учреждениях банка. Решение этой задачи обеспечивается на основе планирования налично-денежного оборота и контроля за выполнением эмиссионного задания, устанавливаемого Правительством СССР в кассовых планах Госбанка.

Обеспечение выполнения эмиссионного задания требует оперативного регулирования количества денег в обращении на территории каждого административного района. Централизованный характер оперативного эмиссионно-кассового регулирования в масштабе всей страны и каждого административного района обеспечивает проведение единой государственной политики в области финансов и кредита, как непременного условия обеспечения правильного сочетания централизованного планового руководства всем народным хозяйством с развитием инициативы на местах.

 
Учреждения банка проверяют многое

Учреждения банка проверяют, во-первых, правильность выплаты премий за основные результаты деятельности ответственным работникам, в частности, при перерасходах фондов заработной платы и наличии сверхплановой численности рабочих и служащих; во-вторых, соблюдение порядка резервирования средств фонда материального поощрения. Все виды премий и вознаграждений руководящим работникам за общие результаты деятельности предприятий- по итогам работы за год должны быть утверждены руководителем вышестоящей организации. При этом следует иметь в виду, что премии, выплачиваемые по всем специальным премиальным системам, за выполнение особо важных заданий (из фонда материального поощрения) не могут превышать 2,5 месячного должностного оклада в год. Результаты проверки фиксируются учреждениями банка в специальных актах, в которых должны быть сформулированы конкретные выводы и предложения по устранению нарушений в расходовании фондов заработной платы.

Учреждения банка составляют квартальную статистическую отчетность о результатах расходования фондов заработной платы по отдельным предприятиям и отраслям. Она представляется конторам, а последними в сводном виде — Правлению Госбанка СССР (Стройбанка СССР). Эта отчетность используется для обобщения практики расходования фондов заработной платы, анализа эффективности банковского контроля, дальнейшего совершенствования и усиления его действенности, а также составления отчетов и докладов соответствующим вышестоящим учреждениям банков, местным партийным и советским организациям о недостатках в расходовании средств на заработную плату, их причинах и путях устранения.

 
Увеличение или сокращение количества денег

Увеличение или сокращение количества денег в обращении как по стране в целом, так и по республике, области и району проводится обязательно через резервные фонды и оборотную кассу Госбанка. Распоряжение резервными фондами находится исключительно в ведении Правления Госбанка СССР. Ежедневное оперативное управление эмиссионно-кассовыми операциями в Госбанке осуществляют Управление эмиссионно-кассовых операций и Управление денежного обращения. Наличие резервных фондов при каждом крупном учреждении Госбанка обеспечивает оперативность регулирования налично-денежного оборота, а стало быть, и своевременное удовлетворение потребностей оборота в наличных деньгах. Этим самым создаются условия для значительного сокращения перевозки денег из одного учреждения банка в другое и снижения расходов по организации налично-денежного оборота в стране.

Резервные фонды выполняют следующие функции: регулирование оборотной кассы Госбанка; своевременное обеспечение налично-денежного оборота денежными билетами и разменной монетой; поддержание правильного, научно обоснованного покупюрного строения денежной массы, находящейся в обороте; изъятие из оборота изношенных денежных знаков и замена их новыми.

 
Плановый фонд заработной платы

Плановый фонд заработной платы промышленно-производственного персонала объединения составляет 6000 тыс. руб. Объемный показатель выполнен на 95 % Коэффициент пересчета — 0,8 %. Следовательно, объединению причитается 96 % планового фонда (100-5-0,8), или 5760 тыс. руб. Фактически начислено этому персоналу 5900 тыс руб. Относительный перерасход, принимаемый во внимание, составляет 140 тыс. руб. (5900-5760), хотя по этой группе персонала имеется абсолютная экономия в 100 тыс. руб. (6000-5900).

В соответствии с установленным порядком допущенный перерасход внутри данного квартала по одной группе персонала перекрывается экономией по другой группе персонала, т. е. результат расходования фонда (перерасход или экономия) определяется по предприятию в целом. Для этого сравнивается сумма, в пределах которой предприятие может получить в банке средства на заработную плату, с суммой начисленной заработной платы. При этом банк требует разработки мероприятий по возмещению допущенного перерасхода.

В целях стимулирования экономного использования плановых фондов заработной платы установлена система льгот и санкций. Предприятиям и организациям, на которые распространяется положение о социалистическом государственном производственном предприятии, предоставлено право использовать экономию по фонду заработной платы, полученную в предыдущих кварталах данного года на выплату заработной платы и премий в последующих кварталах и месяцах этого же года.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>

Страница 3 из 4