Основы ТехПромФинПлана


Случаи утраты из-за убыточной деятельности

В случае утраты их из-за убыточной деятельности или невыполнения плана прибыли, а также осуществления сверхплановых расходов, финансируемых из прибыли, промышленные предприятия должны восполнить этот недостаток в течение трех лет. Для обеспечения нормальной работы предприятия Госбанк предоставляет ему кредит на восполнение недостатка собственных оборотных средств сроком до трех лет.

Эти ссуды предоставляются на основе кредитного соглашения между Госбанком и хозорганом. В соглашении определяются размер ссуды, мероприятия по обеспечению безубыточной деятельности, получению дополнительных накоплений, необходимых для восстановления утраченных собственных оборотных средств и погашения ссуд, сроки их погашения по годам, меры кредитного воздействия, применяемые банком к предприятию при невыполнении им обязательств.

 
Планирование ресурсов

В современных условиях планирование ресурсов для нужд банковского кредитования осуществляется централизованно, в целом по кредитной системе и ее важнейшим звеньям — банкам. Низовые органы банков — отделения и агентства — а также срединные органы — областные, краевые и республиканские конторы — к работе по планированию ресурсов, как правило, не привлекаются. (Подобная работа в порядке опыта проводится только отдельными конторами Госбанка и подчиненными им местными учреждениями).

Планомерно мобилизуемые банками денежные средства формируются в централизованный ссудный фонд государства. Ссудным фондом называется совокупность денежных средств, включая фонды и прибыль банков, средства: государственного бюджета, предприятий, объединений, министерств и ведомств, колхозов и потребительской кооперации, различных хозяйственных звеньев в расчетах через банки, общественных организаций, фондов страхования, кредитных учреждений и населения.

 
Содержание ресурсов кредитования

Ресурсы централизованного фонда банковского кредитования, или планомерно образуемого ссудного фонда государства, представляют собой собственные средства банков и временно свободные денежные средства социалистического общества, мобилизуемые кредитной системой.

В состав временно свободных денежных средств социалистического общества входят: а) ресурсы государственного бюджета, б) звеньев народного хозяйства, в) кредитной системы, г) общественных организаций и д) населения. Остатки этих денежных средств хранятся на счетах в банках и используются для авансирования расширенного воспроизводства на кредитных началах.

 
Предоставления ссуд

Эти ссуды представляются при отсутствии просроченной задолженности по ссудам банка. Сумма ссуды по поручению заемщика направляется непосредственно на счет предприятия, которому эти средства причитаются по финансовому плану. Погашение ссуд производится путем зачисления непосредственно на ссудный счет поступающих по приказам средств.

Контроль банка за правильностью использования (размещения) оборотных средств включает проверку правильности и установления нормативов запасов по отдельным видам (статьям) товарно-материальных ценностей в пределах общей плановой суммы собственных оборотных средств по предприятию. При этом особое внимание уделяется проверке правильности распределения общей суммы оборотных средств между кредитуемыми и некредитуемыми объектами.

 
Перераспределение оборотных средств

Банк проверяет правильность внутрисистемного распределения и перераспределения оборотных средств. Для эффективного использования оборотных средств министерства и главки производят их перераспределение — изымают излишние и свободные средства у одних предприятий и организаций и пополняют оборотные средства другим. Перераспределение оборотных средств не должно находиться в противоречии с хозрасчетными правами отдельных предприятий, в распоряжении которых находятся оборотные средства. Поэтому данная работа должна проводиться в строгом соответствии с утвержденными финансовыми планами.

Банк не только контролирует правомерность перераспределения оборотных средств, но и оказывает в этом содействие кредитом. Министерствам и ведомствам, их главным управлениям, промышленным объединениям предоставляется кредит под распоряжение на изъятие у подведомственных предприятий прибыли, предназначенной по финансовым планам на прирост норматива собственных оборотных средств предприятий, а также средств, предназначенных для образования единого фонда науки и техники, и некоторых других.

 
Доля материальных ценностей

Доля материальных ценностей в затратах на производство продукции в промышленности составляет 70%. Поэтому показатель «товарная продукция по себестоимости», применяемый в расчете оборачиваемости нормируемых оборотных средств, решающую часть которых составляют производственные запасы, полнее отражает их потребление в производстве, нежели объем реализации продукции в оптовых ценах предприятия, размер которого зависит и от изменения цен. Изменился и порядок определения плановых остатков нормируемых оборотных средств. Их рассчитывают не сами предприятия, а вышестоящие органы хозяйственного управления.

Введение новой методики расчета оборачиваемости оборотных средств имеет большое значение для повышения эффективности производства и перевода народного хозяйства на рельсы интенсивного развития. Включение в состав основных параметров себестоимости и остатка оборотных средств на конец анализируемого периода должно побуждать производственные коллективы к выявлению резервов производства, внедрению хозрасчета и усилению режима экономии. Это имеет большое значение в связи с принятием Закона о трудовых коллективах, развитием плановой хозяйственной инициативы и ориентацией на всемерное использование потенциальных возможностей, заложенных в социалистической экономике.

 
Запасы товарно-материальных ценностей

Основное место в структуре оборотных средств занимают запасы товарно-материальных ценностей. Поэтому в одиннадцатой пятилетке министерствам и ведомствам, объединениям, предприятиям, хозяйственным организациям устанавливаются задания по вовлечению в хозяйственный оборот материальных ценностей за счет ускорения оборачиваемости нормируемых оборотных средств по сравнению с базовой расчетной оборачиваемостью за 1980 г. Для расчета плановых показателей нормируемых оборотных средств вышестоящие органы хозяйственного управления не позднее чем за месяц до наступления планируемого года доводят до подведомственных объединений, предприятий и организаций плановые остатки нормируемых оборотных средств, задание по ускорению оборотных средств в рублях и днях, т. е. устанавливают, на сколько дней в сравнении с базовым периодом должна быть ускорена оборачиваемость и какая в связи с этим сумма средств должна быть вовлечена в хозяйственный оборот.

Современный метод расчета оборачиваемости оборотных средств отличается от ранее существовавшего. Во-первых, в расчет принимаются не средние остатки нормируемых оборотных средств, а остатки на конец планового (отчетного) периода. Это объясняется тем, что новый метод отражает задачу вовлечь в хозяйственный оборот за определенный период времени все запасы материальных ценностей. О том, как должны измениться и как изменились эти запасы относительно производства продукции, можно судить, лишь сопоставив их фактические и плановые остатки на конец анализируемого периода с произведенной товарной продукцией (по себестоимости) соответственно по плану и фактически. Другое отличие состоит в том, что в расчете вместо объема реализации применяется объем товарной продукции по себестоимости.

 
Проблема недостатка собственных средств

При недостатке собственных оборотных средств из-за убыточной деятельности банк не вправе начинать кредитование предприятий даже при наличии лимита и объекта кредитования. Исключение может быть допущено по отношению к предприятиям, у которых недостаток собственных оборотных средств возникает по не зависящим от них причинам. Например, несвоевременный перевод вышестоящим органом хозяйственного управления средств на прирост норматива. Тогда кредитование осуществляется только под гарантию этого органа о своевременном возврате ссуд банка.

Сохранность собственных оборотных средств характеризуется соответствием их наличия плану. Сопоставление фактической суммы собственных оборотных средств с планом дает представление о размере недостатка или излишка собственных оборотных средств. В современных условиях повышена ответственность хозяйственных организаций за сохранность собственных оборотных средств.

 
Контроль банка за использованием оборотных средств

По времени проведения контроль банка за использованием оборотных средств применительно к его кредитным операциям носит предварительный, текущий и последующий характер. При предварительном контроле банк определяет правомочность предприятия получать кредит в банке, в частности, проверяет обеспеченность собственными оборотными средствами в размерах, предусмотренных нормативом, наличие финансовых планов, состояние учета и отчетности.

В процессе текущего контроля банк рассматривает необходимость и целесообразность кредитования тех или иных запасов и затрат, проверяет правильность определения причитающихся предприятию ссуд и сроков их погашения. В порядке последующего контроля банк, по данным отчетов и балансов хозяйственных организаций (а при необходимости и путем проверок на месте на предприятиях целевого использования) и обеспеченности выданных ссуд выявляет эффективность использования средств.

 
Важность контроля за оборотными средствами

Контроль банка за сохранностью и правильным использованием оборотных средств, являясь важным участком общей экономической работы, связанной с организацией и планированием кредита в народном хозяйстве страны, предусматривает анализ следующих сторон деятельности предприятий:

  • сохранность собственных оборотных средств, соответствие их фактического наличия плановым размерам, выявление причин отклонений от плана;
  • эффективность использования оборотных средств каждым предприятием — соблюдение плановых норм оборачиваемости нормируемых оборотных средств и отдельных их групп и статей;
  • правильность установления общей потребности в собственных оборотных средствах и планирования нормативов запасов по отдельным элементам оборотных средств;
  • использование механизма внутрисистемного перераспределения оборотных средств и банковского кредита в стимулировании интенсификации производства.
 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 9 из 12