Затраты ТехПромФинПлана


Краткосрочное кредитование совхозов

Краткосрочное кредитование совхозов с 1 января 1964 г. осуществляется по специальному ссудному счету. По этому счету в совхозах кредитуются все операции по основной деятельности, не покрываемые собственными оборотными средствами.

Размеры кредитов по специальному ссудному счету устанавливаются в плановом порядке ежеквартально. Для каждого совхоза устанавливается плановый размер кредита в виде лимитов кредитования и контрольных цифр.

Кредиты для отдельных совхозов на покрытие сезонных затрат производства, на образование запасов товарно-материальных ценностей и на внутригодовой недостаток собственных оборотных средств определяются на основе его производственно-финансового плана. Если в производственно-финансовом плане не предусматриваются потребности в кредите в поквартальном разрезе, то в этом случае размер кредита определяется на основании специального расчета.

Следовательно, плановая потребность в кредитах на все затраты производства определяется как разность между суммой сверхнормативных затрат растениеводства, животноводства, вспомогательного производства и стоимостью планируемой к выходу продукции. Это вытекает из того, что совхозы, переведенные на хозрасчет, затраты на производство продукции покрывают собственными доходами, т. е. выручкой от реализации продукции. Однако в течение года наблюдается сезонный разрыв между доходами и расходами, который и покрывается банковским кредитом.

 
Кредитно-расчетные отношения транспорта и связи

Кредитно-расчетные отношения транспорта и связи с Госбанком обусловлены названными особенностями экономики предприятий этих отраслей. Подавляющая часть ссуд испрашивается предприятиями и организациями транспорта и связи на потребности, которые необходимы для обеспечения в эксплуатационном состоянии их основных фондов: путевого хозяйства, подвижного состава, зданий и сооружений, линий связи, оборудования и т. д.

Кроме указанных ссуд, предприятия и организации транспорта и связи пользуются в общем порядке кредитами на оплату расчетных документов, выплату заработной платы, временное восполнение в необходимых случаях недостатка собственных оборотных средств. Если в промышленности основными статьями оборотных средств являются сырье, незавершенное производство, готовая продукция, то в составе оборотных средств предприятий транспорта и связи таких статей вовсе нет. Если в промышленности значительная часть нормируемых оборотных средств вкладывается непосредственно в производство, то на транспорте и в связи более 9/ю нормируемых оборотных средств находится в запасах материалов, топлива, запасных частей, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и около '/ю их части — в сфере обращения (денежные средства и средства в расчетах).

 
Кредитование готовой продукции

В лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности готовая продукция кредитуется по годовой плановой себестоимости; готовая экспортная продукция — по годовой плановой себестоимости с добавлением плановых внезаводских расходов по мере их производства (переработки, сортировки, торцовки, формирования транспортных пакетов и т. д.).

Кредитование предприятий лесной промышленности производится в пределах планового размера кредита, который устанавливается по каждому объекту кредитования. Кредит выдается с учетом норматива. Выдавая кредиты в пределах планового размера, банк контролирует деятельность предприятий, не допуская использования кредитов для покрытия сверхплановых запасов древесины, связанных с невыполнением плана. Сверхнормативные остатки древесины и другой лесопродукции, образовавшиеся в результате невыполнения плана по вывозке, разделке, выкатке, переработке и ее реализации, к кредитованию не принимаются и исключаются из обеспечения кредита.

Древесина и другая лесопродукция принимается к кредитованию с учетом выполнения планов по вывозке, разделке и отгрузке древесины, также графиков сплава. Сверхнормативные остатки, которые образовались в связи с невыполнением плана и ограниченным сбытом, к кредитованию не принимаются (исключаются из обеспечения кредита). После закрытия навигации древесина, оставшаяся на путях сплава и в пунктах приплава, банком не кредитуется.

 
Кредитование автомобильного транспорта

Специфическая особенность автомобильного транспорта заключается в том, что в автотранспортном производстве отсутствует сырье, здесь велики затраты живого труда на осуществление перевозок, ремонт и управление транспортными предприятиями и организациями. Во всех производствах доля заработной платы достигает 50%. Кроме того, в автомобильном транспорте около 60% основных производственных фондов приходится на подвижный состав, в связи с чем более 16% в себестоимости перевозок занимают амортизационные отчисления.

Доля производственных запасов в оборотных средствах предприятий и организаций автомобильного транспорта намного ниже, чем их доля в оборотных средствах промышленных предприятий. По сравнению с промышленностью доля оборотных фондов в общем объеме всех фондов гораздо ниже и составляет 10—15%. При этом более половины оборотных средств предприятий автомобильного транспорта составляют нормируемые оборотные средства, подавляющая часть которых сконцентрирована в производственных запасах: топливо цля автомобилей, автомобильные шины, инструменты, инвентарь, запасные части.

 
Использование кредита на производственные затраты

Предприятия связи пользуются кредитом также и на производственные затраты. Это ссуды на затраты по изготовлению списков абонентов городских телефонных сетей (на срок выпуска, но не более года), на затраты столбопропиточных пунктов по подготовке столбов связи к пропитке, на затраты по капитальному ремонту основных фондов в период, когда равномерно в течение года отчисляемые амортизационные суммы не покрывают сезонные затраты на капитальный ремонт.

Хозрасчетные предприятия связи наравне с другими хозорганами пользуются правом на получение платежных кредитов на основании действующего законодательства и в порядке, установленном официальными документами.

 
Излишек или недостаток

В результате проверки обеспечения может быть выявлен или его излишек или недостаток. Под излишек обеспечения выдается ссуда в пределах свободной контрольной цифры кредитования на расчетный счет заемщика. Соответствующие операции производятся в последний рабочий день месяца в пределах имеющегося превышения задолженности по специальному ссудному счету над контрольной цифрой кредитования.

Таким образом, задолженность по специальному ссудному счету составляет 5107,0 тыс. руб. и обеспечение 5282,0 тыс. руб. Следовательно, имеет место излишек обеспечения в сумме 175 тыс. руб. (5282,0 — 5107,0). Под излишек обеспечения выдается ссуда в пределах свободной контрольной цифры кредитования, которая зачисляется на расчетный счет хозоргана.

ри кредитовании по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату учреждения Госбанка имеют право применять к плохо работающим хозорганам особый режим кредитования. В этом случае взыскивается задолженность по спецссудному счету в сумме превышения контрольной цифры кредитования; ежедневно перечисляются на расчетный счет средства в доле нематериальных затрат и прибыли, а также суммы налога с оборота в доход государственного бюджета. Кроме того, выдача, средств на заработную плату и оплата товарно-материальных ценностей и услуг производятся в пределах выручки, поступившей за предыдущий день. При этом выручка уменьшается на сумму содержащейся в ней доли нематериальных затрат и прибыли и на сумму налога с оборота, перечисленного в доход бюджета.

 
Дни выплаты заработной платы

В дни выплаты заработной платы в первую очередь выдаются средства на эту цель. После этого перечисляются на расчетный счет причитающиеся хозоргану средства в доле нематериальных затрат и прибыли. Оплата расчетных документов за товарно-материальные ценности и услуги производится в пределах оставшейся неиспользованной суммы выручки для проведения указанных платежей после перечисления в доход бюджета суммы налога с оборота.

Если к плохо работающему предприятию применена дополнительная мера экономического воздействия в виде направления выручки от реализации продукции на погашение задолженности по просроченным и срочным ссудам банка, то операции по спецссудному счету производятся в следующем порядке :

а) поступившая на спецссудный счет выручка от реализации продукции направляется для удовлетворения неотложных нужд, а также заявки на бронирование средств или исполнительных документов по заработной плате и приравненным к ней платежам, а в остальной части — на погашение просроченной, затем срочной задолженности по ссудам Госбанка;

б) после погашения просроченной и срочной задолженности операции по спецссудному счету осуществляются в обычном порядке.

 
Банковский кредит в оборотных средствах промышленности

Промышленность — ведущая отрасль народного хозяйства. Ее оборотные средства на 1/1 1982 г. составляли 150,4 млрд. руб. Значительное место в оборотных средствах объединений и предприятий занимает банковский кредит, составивший на 1/1 1982 г. 78,4 млрд. руб., или 52,1% оборотных средств промышленности.

Доля кредита в формировании денежных ресурсов промышленных предприятий определяется закономерностями кругооборота их оборотных средств. Если предприятие работает 80 равномерно без сезонных колебаний, то производство и сбыт его продукции происходит без значительных колебаний. Выручка от реализации продукции обеспечивает своевременные расчеты с поставщиками за сырье, материалы и другие материальные ценности. Поэтому доля кредита в фонде оборотных средств таких предприятий бывает незначительна. Например, в угольной промышленности она колеблется от 18 до 23%. У предприятий с сезонным характером производства, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, поступление последнего, как правило, обеспечивает многомесячную потребность производства. Сезонность заготовки и переработки сырья ведет к сезонной реализации продукции, а следовательно, и неравномерному получению банковского кредита. В связи с этим доля кредита у промышленных предприятий с сезонным процессом производства достигает 70% и более.

 
Договорные отношения между авиапредприятиями и заказчиками

Договорные отношения между авиапредприятиями и заказчиками позволяют широко применять для расчетов плановые платежи, которые могут производиться как посредством платежных требований, так и платежными поручениями и чеками.

Кредитные отношения Госбанка с авиапредприятиями строятся с учетом организации производства на воздушном транспорте и характера расчетов. Авиапредприятиям выдаются кредиты под сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей (горючего, материалов), под расчетные документы в пути и платежные кредиты. Кредитуются авиапредприятия по простым ссудным счетам в общеустановленном порядке. Отдельные авиаремонтные предприятия могут кредитоваться по специальным ссудным счетам по обороту материальных ценностей и на выплату заработной платы.

 
Финансово-хозяйственная деятельность морского и речного транспорта

Финансово-хозяйственная деятельность морского и речного транспорта различна. Благодаря использованию мощного ледокольного флота морской транспорт даже в северных и восточных бассейнах страны почти не подвержен влиянию сезонности в своей деятельности, в связи с чем эксплуатация морских транспортных судов обеспечивается без кредитов Госбанка на сезонные нужды. К основным объектам кредитования у предприятий морского транспорта относятся сверхнормативные запасы материалов и топлива. Эти запасы создаются на складах портов и служб материально-технического снабжения каждого пароходства и предназначаются для снабжения и бункеровки судов своего пароходства, других пароходств, а также иностранных судов, заходящих в порты СССР.

Под гарантию Министерства морского флота СССР Госбанк выдает пароходствам ссуды на создание запасов топлива и продовольствия на судах, уходящих в заграничное плавание. Основанием для такой гарантии служат радиосообщения капитанов находящихся в плавании судов об остатках на судах указанных материальных ценностей. Кредитование в этом случае производится на общих основаниях с простого ссудного счета в пределах устанавливаемых квартальных выходных лимитов. Заемные средства направляются на расчетный счет пароходства, с которого производится оплата платежных документов за поступающие материальные ценности.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 4 из 12