Условия обширности территории СССР

Следует иметь в виду, что в условиях обширности территории СССР с разветвленной железнодорожной сетью, распределенной между несколькими десятками железных дорог, более 3/4 грузо-пассажирских перевозок выполняется в прямом сообщении по путям двух и более железных дорог, несущих вместе с подчиненными линейными предприятиями эксплуатационные расходы по перевозкам. Все это предопределило необходимость строгой централизации получения железнодорожным транспортом доходов и производства расчетов.

Платежи за грузо-пассажирские перевозки в предварительном порядке, т. е. до осуществления перевозок, поступают на счета и в кассы станций дороги отправления. Поскольку в перевозках участвуют многие линейные предприятия не одной дороги, постольку поступающие денежные средства должны быть распределены между участниками перевозок в соответствии с их фактическими затратами. До распределения эти средства сосредотачиваются в едином фонде Министерства путей сообщения СССР. Хранение и учет платежей за перевозки, а также наличных денег, поступающих в кассы станций, производится в учреждениях Госбанка на открываемых предприятиям и организациям МПС соответствующих счетах. В частности, в местных учреждениях Госбанка станциям железных дорог, расчетным товарным конторам и узловым расчетным конторам открываются подсобные доходные счета, управлениям железных дорог — основные доходные счета, а финансовому управлению — централизованной доходно-распределительный счет. Как видно из названия открываемых счетов, они носят сугубо целевое назначение — сосредоточение на них доходов транспорта. Так, поступающая на подсобные доходные счета выручка непосредственно с этих счетов ни на какие цели расходоваться не может, а в начале каждого рабочего дня в суммах, составляющих полные тысячи рублей, по телеграфу перечисляется на основной доходный счет соответствующей железной дороги. Здесь с аккумулированными доходами поступают следующим образом.