Кредитование и расчеты на железнодорожном транспорте

Железнодорожный транспорт является основой транспортной системы СССР. Протяженность железных дорог в нашей стране превышает 140 тыс. км, по ним перевозится более 60% общего количества грузов и более 50% пассажиров. Расчетные и кредитные отношения на железнодорожном транспорте в значительной степени обусловлены особенностями организационной структуры и экономики отрасли. Управление железнодорожным транспортом строго централизовано. Непосредственно Министерству путей сообщения СССР (МПС) подчинены 32 железные дороги. Каждую дорогу возглавляет управление, являющееся хозрасчетным предприятием и осуществляющее деятельность в соответствии с Положением о государственном социалистическом производственном предприятии. Управление железной дороги вступает в хозяйственные связи с предприятиями и организациями других отраслей народного хозяйства и обеспечивает полную окупаемость производимых дорогой затрат за счет доходов от перевозок грузов и пассажиров, руководит эксплуатационной, хозяйственной и финансовой деятельностью подчиненных ему линейных предприятий.

Главное линейное предприятие железной дороги — отделение. Ему подчинены станции, локомотивные и вагонные депо, промывочно-пропарочные станции, резервы проводников, дистанции пути, дистанции зданий и сооружений, дистанции лесозащитных сооружений, дистанции сигнализации и связи, дистанции погрузочно-разгрузочных работ, участки энергоснабжения, автобазы и др. Отделения дорог и подчиненные им линейные предприятия и организации осуществляют работу по перевозке пассажиров, грузов, багажа и связанную с перевозками эксплуатационную деятельность.