Информация по сегментам

Начиная с бухгалтерской отчетности за 2000 г., для коммерческих организаций (за ис­ключением кредитных организаций) установлена необходимость раскрытия в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках информации по сегментам. Ин­формация по сегментам может не раскрываться субъектами малого предпринимательства.

Правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности установлены Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000 (далее - ПБУ 12/2000).

Представление в бухгалтерской отчетности информации по сегментам должно обеспечивать заинтересованных пользователей информацией, позволяющей лучше оценивать деятельность организации, перспективы развития, подверженность рискам и получению прибыли.

Согласно ПБУ 12/2000 информация по сегментам должна включаться в пояснительную записку в виде отдельного раздела.

При этом в бухгалтерском учете какие-либо специальные бухгалтерские проводки в связи с применением ПБУ 12/2000 не делаются.

Правила формирования и представления информации по сегментам должны также применяться при составлении сводной бухгалтерской отчетности. В основном данная нор­ма касается организаций, имеющих дочерние и зависимые общества.

ПБУ 12/2000 ввело новое понятие «сегмент», под которым подразумевается часть дея­тельности организации.

Информация по сегментам - это информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных, хозяйственных условиях посредством представления уста­новленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации.

Данное понятие определяет, что в бухгалтерской отчетности организаций, имеющих дочерние и зависимые общества, информацию о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо указывать отдельно

Сегментами может быть информация, включающая:

  • данные по отдельным видам деятельности (производство продукции, торговля, вы­полнение строительных и иных работ, оказание посреднических и иных услуг) в разных регионах при ведении нескольких видов деятельности в различных регионах;
  • данные о производстве и продаже товаров собственного изготовления или приобре­тенных у других организаций, о продаже товаров одного вида в разных регионах при веде­нии одного вида деятельности в различных регионах;
  • данные о продажах разных товаров, выполнении работ, оказании услуг в одном ре­гионе и др.

Информация по сегментам должна раскрываться по двум видам сегментов: операцион­ному и географическому.

Информация по операционному сегменту раскрывает часть деятельности органи­зации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказа­нию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая по уровню рисков и получению прибылей отличается от рисков и прибылей при производстве других товаров, работ, услуг или однородных групп товаров, работ, услуг.

Наличие операционных сегментов характерно для многопрофильных организаций, за­нимающихся производством и реализацией различных видов товаров, работ, услуг.

Например, организация осуществляет два разных вида деятельности: розничную тор­говлю покупными товарами и сдачу собственного имущества в аренду.

Очевидно, что эти виды деятельности подвержены различным рискам и прибылям, по­этому организации согласно ПБУ 12/2000 следует выделять два операционных сегмента:

  • операционный сегмент 1 - розничная торговля покупными товарами;
  • операционный сегмент 2 — сдача собственного имущества в аренду.

Информация по географическому сегменту раскрывает часть деятельности орга­низации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном гео­графическом регионе деятельности организации, которая по уровню рисков и получению прибылей отличается от рисков и прибылей от деятельности организации в других геогра­фических регионах.

Наличие географических сегментов характерно для организаций, ведущих свою дея­тельность в различных регионах на территории РФ и за рубежом.

Например, организация имеет в собственности офисные здания в Москве, Волгограде и Ростове и сдает их в аренду различным организациям. Так как сдаваемое в аренду имуще­ство находится в трех городах, организация может выделить три географических сегмента:

  • географический сегмент 1 - Москва;
  • географический сегмент 2 - Волгоград;
  • географический сегмент 3 - Ростов.

При составлении пояснительной записки в нее необходимо включать информацию только по тем операционным и географическим сегментам, которые подлежат обязатель­ному раскрытию в бухгалтерской отчетности ваз

Информация по отдельному операционному или географическому сегменту, подлежа­щая обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской отчетности, образует информацию по отчетному сегменту.

Таким образом, отчетные сегменты - это операционные или географические сегменты, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности

Согласно п. 6 ПБУ 12/2000 организация самостоятельно устанавливает перечень сег­ментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, исходя из ор­ганизационной и управленческой структуры организации.

В то же время при отборе отчетных сегментов организации следует руководствоваться требованиями, установленными п. 9 и 10 ПБУ 12/2000.

Так, согласно п. 9 ПБУ 12/2000 операционный или географический сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупа­телям и выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами дан­ной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов:
  • финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) состав­ляет не менее 10% в суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зави­симости от того, какая величина больше в абсолютном значении);
  • активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.

Согласно п. 10 ПБУ 12/2000 на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгал­терской отчетности организации, должно приходиться не менее 75% выручки организации.

Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности условиям, предусмот­ренным п. 9 ПБУ 12/2000.

При подготовке бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена последовательность в выделении отчетных сегментов. Отчетный сегмент, выделенный в периоде, предшество­вавшем отчетному периоду, должен выделяться в отчетном периоде независимо от того, удовлетворяет ли он в отчетном периоде условиям, предусмотренным п. 9 ПБУ 12/2000. Другими словами, сегмент, признанный в каком-либо периоде отчетным, останется отчет­ным до тех пор, пока он будет существовать, т.е. до тех пор, пока организация не прекра­тит соответствующую часть своей деятельности.

Порядок формирования показателей отчетных сегментов (выручка, расходы, активы и обязательства) установлен п. 12-14 ПБУ 12/2000.

При формировании бухгалтерской отчетности раскрытие информации по отчетным сег­ментам осуществляется посредством представления определенного перечня показателей, при этом выделяется первичная и вторичная информация по сегментам.

Выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится исходя из преобладающих источников и характера имеющихся рисков и полученных при­былей деятельности организации.

Преобладающие источники и характер рисков и прибылей выявляются на основе организа­ционной и управленческой структуры организации, а также системы внутренней отчетности.

Основными категориями, позволяющими установить различия между отчетными сег­ментами, являются риск и прибыль.

Если риски и прибыли организации определяются, главным образом, различиями в производимых товарах, работах, услугах, то первичной признается раскрытие информации по операционным сегментам, а вторичной - по географическим сегментам.

Если риски и прибыли организации определяются, главным образом, различиями в гео­графических регионах деятельности, то первичной признается раскрытие информации по географическим сегментам, а вторичной - по операционным сегментам.

Если риски и прибыли организации определяются в равной мере различиями в произ­водимых товарах, работах, услугах и различиями в географических регионах деятельности, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной - по географическим сегментам.

Если организационная и управленческая структура организации, а также система внут­ренней отчетности не основываются ни на производимых товарах, работах, услугах, ни на географических регионах деятельности, то выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится на основе решения руководителя организации.

При формировании бухгалтерской отчетности раскрытие информации по отчетным сег­ментам осуществляется посредством представления определенного перечня показателей.

Организации могут самостоятельно устанавливать порядок формирования показателей отчетных сегментов, а также состав и способы представления информации по сегментам.

Однако при определении первичной и вторичной информации по сегментам организа­ция должна руководствоваться определенными критериями и условиями.

При раскрытии первичной информации по отчетным сегментам в пояснительной запис­ке по каждому отчетному сегменту должны отражаться показатели, установленные п. 21 ПБУ 12/2000, а именно:

  • общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;
  • финансовый результат (прибыль или убыток);
  • общая балансовая величина активов,
  • общая величина обязательств;
  • общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;
  • общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и НМА;
  • совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совмест­ной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и в со­вместную деятельность.

Указанные выше показатели раскрываются независимо от того, информация по каким сегментам признана первичной - по операционным или географическим сегментам.

Порядок представления вторичной информации напрямую зависит от того, информация по каким сегментам была признана первичной.

Если первичной информацией по сегментам признается информация по операционным сегментам, то вторичная информация по каждому географическому сегменту в бухгалтер­ской отчетности представляется следующими показателями:

  • величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических ре­гионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта, - для каждого географическо­го сегмента, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации от продажи внешним покупателям;
  • балансовая величина активов отчетного сегмента по местам расположения активов - для каждого географического сегмента, величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех географических сегментов;
  • величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов - для каждого географического сегмента, величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех географических сегментов.

Если первичной информацией по сегментам признается информация по географическим сегментам, то вторичная информация по каждому операционному сегменту, выручка от про­дажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации либо величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех операци­онных сегментов, раскрывается в бухгалтерской отчетности следующими показателями:

  • выручка от продажи внешним покупателям;
  • балансовая величина активов;
  • величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы. Согласно п. 14 ПБУ 12/2000 информация по отчетному сегменту должна подготавли­ваться в соответствии с учетной политикой организации. При составлении сводной бухгал­терской отчетности учетная политика в отношении информации по отчетному сегменту устанавливается организацией, на которую возложено составление сводной бухгалтерской отчетности, При изменении учетной политики информация по отчетным сегментам за пре­дыдущие отчетные периоды должна быть приведена в соответствие с учетной политикой отчетного года.