Системы автоматизации учета в ресторанном бизнесе

Ресторанный бизнес в последние годы переживает ощутимый подъем. Открывается множество заведений разной направленности, концепций и стиля. Ресторанный бизнес связан с невероятным рис­ком: предприятия этой сферы занимают четвертое место в списке банкротов после магазинов одежды, мебельных и фотомагазинов. Каждый ресторатор заинтересован в том, чтобы укрепить свои позиции и удержаться на плаву в современных условиях. А это до­статочно трудно, так как ярких и интересных проектов становится больше, а в условиях широкого выбора клиенту труднее выделить преимущества ресторана, следовательно, удержать клиентов стоит немалых усилий.

Во многом успех ресторанного бизнеса определяют отличный сервис и оперативная работа персонала. Сегодня сочетание скоро­сти и качества стало реальным благодаря возможностям автома­тизации. Для успешной работы владельцу ресторана необходимо четко представлять себе, кто является завсегдатаем его заведения, какие блюда и напитки предпочитают клиенты, какие непопуляр­ные блюда необходимо исключить из меню, в какой день недели пик посещений, а когда — затишье, кому из официантов посетители отдают предпочтение и др.

Для решения задач автоматизации работы и учета на пред­приятиях общественного питания обычно используется комплекс специального оборудования и программного обеспечения. Это позволяет вести учет движения материальных средств и товаров, формировать необходимые отчеты и сводки для оперативного учета и анализа деятельности предприятия. Основное внимание уделяется организации контроля за работой персонала.

В ходе автоматизации ресторана может быть проведена интег­рация программного обеспечения со следующим специализирован­ным оборудованием: фискальными регистраторами, считывателями магнитных карт, сканерами штрих-кодов, программируемыми клавиатурами, сенсорными дисплеями, дисплеями покупателей и кухонными принтерами заказов. Результатом комплексной автоматизации ресторана будет построение корпоративной ком­пьютерной сети и создание автоматизированных рабочих мест для всех категорий сотрудников (официантов, кассиров, барменов, работников склада, бухгалтеров, менеджеров разных уровней, включая директора).

Ничто не меняется в наше время так быстро, как цены, и никто не знает это лучше, чем бухгалтеры кафе, ресторанов, столовых — все те, кого называют бухгалтерами предприятий общественного питания. Почти ежедневное изменение цен на продукты, появление новых блюд в меню и вместе с тем жесткие и неизменные требования инструкции по ценообразованию для предприятий общественного питания вынуждают бухгалтеров еще и еще раз пересчитывать все то, что только вчера позво­лило сформировать меню для предприятия. Изменение цен, появление новых блюд — и калькуляционные карточки пересчитываются. В этой ситуации покупка по новой цене какого-нибудь «основного» продук­та, т.е. входящего почти во все блюда меню, например, сливочного масла или моркови, или того и другого, может стать большой проблемой.

Силы и ум «калькулятора», затрачиваемые на составление кальку­ляций и отчетов трудно было оценить раньше, когда общепит не был оснащен вычислительной техникой. Сегодня есть программы для персональных компьютеров, которые позволяют автоматизиро­вать процедуру калькулирования цен на блюда. Но ведь бухгалтер- калькулятор не только определяет цены на блюда, много рабочего и «свободного» времени он тратит еще и на составление отчетов, и на ведение бухгалтерской документации. Бухгалтеру общепита нужен конкретный результат к определенному времени рабочего дня. В этих условиях необходима такая автоматизация учета, чтобы решить в замкнутом цикле задачи складского учета, формирования меню и составления отчетности по результатам реализации готовых блюд посетителям.

Автоматизация данных задач этого цикла может быть успешной в том случае, если она проводится на единой информационной базе. Это позволяет не только сформировать меню и составлять отчетность без дополнительных преобразований информации, но и, самое главное, отказаться от специальных требований к бухгалтерам в отношении освоения средств вычислительной техники и техники преобразо­вания данных.

Среди АСУ ресторана наиболее популярны отечественные разработки TillyPad (компания «Комплит», Санкт-Петербург, www. tillypad.ru), «Магия» (компания ИВС, Москва, www.ivs-company. ru), «Компас» (Инкомсофт, Москва, www.incomsoft.ru), R-keeper (UCS, Москва, www.ucs.ru), имеющие солидный «послужной список» установок, в том числе в гостиницах. Эти системы ведут учет пакетов услуг питания, начисляют плату за услуги ресторана на счет гостя, контролируют питание гостей, проживающих по разным тарифам. Рассмотрим некоторые системы автоматизации учета ресторанного бизнеса.