Системы автоматизации управления и бронирования в гостиничном бизнесе |
Бурное развитие информационных технологий и программных средств в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса обусловлено эффектом, который можно получить при их правильном использовании. Современные информационные технологии позволяют организовать работу предприятия с максимальной эффективностью. Вопрос комплексной автоматизации процессов бронирования, расчетов с гостями, агентами становится все более актуальным для российских гостиниц. Любая современная гостиница, даже без учета неспецифических услуг, представляет собой сложный комплекс функциональных звеньев, от слаженности работы которых зависит успешность существования предприятия на рынке. При росте объема продаж, с одной стороны, и усиливающейся конкуренции — с другой, увеличивается значение оперативности в работе персонала. Для решения этой проблемы необходима комплексная автоматизация отеля, достигаемая применением автоматизированных систем управления (АСУ) отелем. Основная функция таких систем — представление состояния номерного фонда, информации о занятости каждого номера для планирования продаж номеров в будущем или бронирование и текущий контроль деятельности средств размещения. В международной практике гостиницы — это достаточно развитый и прибыльный бизнес. Успешному ведению дел способствует применение Единой системы счетов для гостиниц (Uniform System of Accounts for Hotels), которая является руководством по обработке и представлению финансовой информации в специальных стандартных формах, включает в себя элементы финансового анализа и характерный для гостиниц План счетов. Пользуются системой любые гостиницы независимо от размера и разнообразия предоставляемых услуг. Российские гостиницы в своей деятельности руководствуются следующими нормативными документами:
Для автоматизации хозяйственной деятельности средств размещения необходимо иметь представление о принципе построения и механизме работы типичного предприятия гостиничного бизнеса. Гостиница предназначена для коллективного размещения и объединяет в себе номера (гостевые комнаты). Все номера подчиняются единому руководству и сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и имеющимся оборудованием. Организационная структура средства размещения состоит из комплекса отделов (служб), которые условно можно разделить на две группы. Функция служб первой группы состоит в непосредственном контактировании с гостями и оперативном их обслуживании. Далее «эстафету» принимают швейцар и посыльный в холле, обслуживающий багаж. Гость регистрируется у портье, идентифицируя свою бронь, заполняя карточку гостя. Чистоту и спокойствие поддерживает служба горничных и дежурных на этажах. Здесь координация действий очень важна. Процедура идентификации и регистрации должна проходить быстро и без ошибок. Именно в упрощении и ускорении этого процесса состоит основная функция гостиничной АСУ. Другая ситуация в группе отделов, которые занимаются «внутренней» работой предприятия: в отделе маркетинга, бухгалтерии (финансовом отделе), администрации. Именно сюда стекается большая часть информации, здесь она систематизируется, анализируется и экстраполируется. Это так называемый back-office средства размещения. В основе автоматизированных систем управления гостиницами лежит полученная информация, которая систематизируется, обрабатывается и передается по разным службам (отделам). Потоки информации распределяются следующим образом. Сначала подается запрос с информацией о бронировании, фиксируются сроки и параметры брони, координаты гостя. Далее идут поиск номера, удовлетворяющего запросу, его резервирование. После приезда клиента происходят его идентификация и регистрация в качестве гостя. Контроль регулярного обслуживания, уборка, доставка прессы, завтраков и прочее — отдельный информационный поток. Звеньями потоков являются данные об оплате проживания, услуг, внесенных депозитов и т.д. — баланс счета гостя, предупреждение об истечении срока проживания и процедуры выселения и расчета либо продление срока предоставления услуг размещения. Все потоки поступают в аналитическую службу автоматизированной информационной системы и доводятся до руководства отеля. Этот список информационных потоков неполон, однако представляет основные функции системы, достаточные для успешной работы малой гостиницы (до 50 номеров). Условно всю информацию можно разделить на несколько функциональных групп: данные о клиентах, номерах, счетах гостей и бронировании. Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что назрела необходимость применять АСУ гостиниц, чтобы обеспечить эффективную работу и процветание гостиничного бизнеса. Рассмотрим наиболее популярные системы автоматизации предприятий гостиничного бизнеса, их характеристики и возможности. Работники гостиниц традиционно имеют дело с большими объемами информации и ведут отчетность по широкому спектру услуг. Не удивительно, что гостиницы всегда были довольно активны в области автоматизации. В гостинице автоматизируются:
Эти процессы очень сложны и разнородны. Традиционное и далеко не самое удобное решение — установить несколько разных, не связанных между собой программ. Компания TillyPad предлагает уникальный, специально разработанный продукт по автоматизации всех гостиничных служб. Он позволит не только организовать работу гостиничного комплекса как единого механизма, но и сделать обслуживание посетителей более удобным и качественным. |